1.Тема занятия: Хронический бронхит.Эмфизема лёгких.Пневмосклероз.Диффиренциальный диагноз при обструктивном синдроме.Неотложные состояния в пульмоногии: ОДН, легоные кровотечения.
(Методические рекомендации для студентов педиатрического факультета)
2.Общее время занятия-5часов.
3.Мотивационная характеристика темы: высокая частота встречаемости хронического бронхита и его различных осложнений, приводящих к развитию временной и стойкой утраты трудоспособности, инвалидности и смерти больных указывает на необходимость изучения данной патологии и её осложнений, диктует необходимость назначения своевременное корригирующей комплексной терапии.Адекватная и патогенетическая терапия хронического бронхита и его осложнений позволяет сократить число дней нетрудоспособности, предотвратить преждевременную инвалидизацию и фатальные исход его осложнений.
4.Цель занятия:ознакомление студентов с этиопатогенезом, клиникой, диагностикой, дифференциальной диагностикой и фармотерапией хронического бронхита и его осложнений.
5.Задачи занятия:
- Студент должен знать: Причины развития, патогенез, клинические признаки, диагностику, дифференциальную диагностику хронического бронхита и его осложнений;принципы этиопатогенетической, дифференцированной фармакотерапии хронического бронхита и его осложнений; механизмы действия применяемых лекарственных средств (их клинико-фармокологическую характеристику) и их возможные побочные эффекты, а также профилактику и вопросы трудовой экспертизы.
- Студент должен уметь: составлять план обследования больного с хроническим бронхитом; оценивать клиническую ситуацию и полученные результаты для постановки и обоснования развёрнутого диагноза с учётом клинического варианта, стадии течения; уметь назначить больному адекватную терапию на основе знания принципов лечения хронического бронхита и его осложнений; оказать неотложную помощь больным находящимся в ургентой ситуации; осуществлять реанимационные мероприятия; назначать реабилитационную программу больным хроническим бронхитом.
- Практические навыки, которые должен осваивать и закрепить студент:
1.Собирать анамнез для уточнения диагноза хронического бронхита.
2.Проводить тщательное физикальное обследование больных с хроническим бронхитом и его осложнениями.
3.Правильно интерпретировать клинико-лабораторные, инструментальные и рентгенологические данные, полученные у больного.
4.Сформулировать диагноз и проводить дифференциальную диагностику.
5.проводить ургентную терапию и реанимационные мероприятия.
6.Требования к исходному уровню знаний
Для полного усвоения темы студенту необходимо повторить из: нормальной и патологической анатомии строения дыхательной системы и патоморфологические признаки изменения её плотности; нормальной физиологии и биохимии вопросы функционирования дыхательной системы в норме; патофизиологии - функционирования дыхательной системы в патологических условиях; пропедевтики внутренних болезней - технику физикального обследования.
7.Контрольные вопросы смежных дисциплин
1.Каковы признаки синдрома повышенной воздушности лёгких
2.Признаки пневмосклероза
3.Наиболее частые причины изменения везикулярного дыхания.
4.Оценка дыхательных объёмов.
5.Механизмы возникновения дыхательных шумов и хрипов.
6.Типы патологического дыхания.
8.Контрольные вопросы по теме занятия:
1.Определения хронического бронхита и эпидемиология.
2.Этиология хронического бронхита и предрасполагающие факторы.
3.Патогенез и патоморфология хронического бронхита.
4.Классификация (МКБ-10).
5.Клиническая картина хронического бронхита.
6.Роль лабораторных и инструментальных методов в диагностике хронического бронхита.
7.Диагностические критерии хронического бронхита.
8.Дифференциальный диагноз.
9.Эмфизема лёгких: определение, распространённость, этиопатогенез.
10.Клиническая картина эмфизема лёгких.
11.Пневмосклероз:определение, этиология.
12.Осложнения хронического бронхита: легочные и внелегочные.
13.Дыхательная недостаточность и её классификация.
14.Первичная и вторичная профилактика хронического бронхита.
15.Фармакотерапия хронического бронхита.
Хронический бронхит (ХБ) это диффузное, прогрессирующее поражение бронхиального дерева, обусловленное длительным раздражением дыхательных путей различными вредными агентами; оно характеризуется: перестройкой секреторного аппарата слизистой бронхов, сопровождающееся гиперсекрецией мокроты и ухудшением ее реологических свойств (гипердискриния), нарушением очистительной и защитной функции бронхов и проявляющееся хроническим или рецидивирующим кашлем с отделением мокроты и одышкой, которые не связаны с другими бронхолегочными процессами. Согласно эпидемиологическим критериям ВОЗ, под ХБ понимают: наличие избыточного продуктивного кашля на протяжении не менее 3-х месяцев в году, в течение двух лет подряд.
Этиология хронического бронхита
Ведущие факторы - экзогенные'.
Фактором N 1 является длительное и интенсивное курение, которое принципиально перевешивает все другие факторы риска, на курение приходится до 90% всех факторов риска. Курение играет большую роль в развитии ХБ (это - болезнь курящего человека) и меньшую - при ЭЛ. Вторым, менее важным по значению фактором формирования ХБ, является плохая экология окружающей среды, загрязнение воздуха агрессивными и вредными промышленными выбросами - поллютантами Определенное, но не ведущее значение в формировании ХБ, имеет и инфекционный фактор В целом микробный фактор имеет ведущее значение в обострении уже сформировавшегося ХБ. Таким образом, ХБ - это неинфекционное заболевание, но роль инфекции повышается на поздних стадиях болезни.
Определенную роль играют и эндогенные факторы. Среди них доминирует генетический или приобретенный выраженный дефицит а 1-антитрипсина (антипротеазы - ai-АП). Наличие гиперреактивности (атопической или неспецифической) дыхательных путей (ненормальная степень бронхоконстрикции в ответ на действие стандартного раздражителя) к ирритативным или аллергенным воздействиям повышает в три раза риск развития ХОЗЛ Возраст старше 45 лет также предрасполагает к формированию ХБ, так как необходима длительная (20-30 лет) экспозиция факторов риска, особенно экзогенных. Кроме того, с возрастом ухудшается функционирование бронхолегочной ткани (снижаются параметры вентиляции, повышается сопротивление дыханию). Частые ОРЗ (более трех раз в год), острые бронхиты, пневмонии (особенно в детском возрасте) подавляют локальную иммунную защиту нижних дыхательных путей, тем самым благоприятствуя формированию ХБ.
Генетически обусловленные дефекты ресничек, альвеолярных макрофагов. качественные изменения бронхиальной слизи также предрасполагают к ХБ.
Определенную роль играет и семейная склонность к хроническим бронхолегочным заболеваниям. Так, предрасположенность к ХБ имеется у 40% лиц, но ХБ не передается по наследству.
Длительное злоупотребление алкоголем ухудшает функционирование реснитчатого эпителия дыхательных путей, альвеолярных макрофагов, продукцию сурфактанта и подавляет местную защиту бронхов. Все это резко усиливается на фоне курения и работы в неблагоприятных условиях.
Патогенез хронического бронхита
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.