Политические конфликты. Понятие конфликта. Основные подходы к изучению конфликтов. Структура и типология конфликта, страница 6

n желание сторон сесть за стол переговоров является важным основанием для начала преод. конфликта;

n всякие переговоры в отличие от других видов коммуникаций отличает наличие проблемы;

n переговоры не всегда отражают искреннее стремление сторон к урегулированию конфликта, их участники могут использовать переговорный процесс для затягивания времени, занятия более выгодной позиции (“маскировочные” переговоры);

n для участников переговоров в условиях конфликта всегда важным остается продвижение своих позиций;

n  для переговоров необходимо как можно более нейтрально определить проблему, а также представлять глубину и тип, разрешаемого конфликта;

n переговоры всегда возможны, т.к. в любом конфликте всегда присутствуют смешанные интересы сторон, не существует таких субъектов конфликта, у которых не нашлось бы общих интересов, которые могут находится за пределами причины конфликта;

n переговоры, как правило, долговременный и неоднородный процесс, состоящий из нескольких стадий, каждая из этих стадий имеет самостоятельные и в то же время взаимосвязанные цели.  

К основным стадиям переговорного процесса относятся следующие:

-подготовка к переговорам (выбор места и времени встречи, определение повестки дня, уточнение точек зрения, интересов, позиций, определение уровня встречи, возможных посредников и т.д.);

-ведение самого процесса переговоров (определение проблемы, дискуссия, аргументация сторон, выработка основных параметров решения проблемы);

-работа над соглашением, достижение договоренностей (подписание соглашений, продолжение переговоров,  доработка документов, дополнительная экспертиза и т.д.);

-анализ результатов переговоров и выполнения достигнутых договоренностей.

8.4 Процедуры в переговорном процессе

Ведение переговоров это особая наука и своеобразная протокольная процедура, для достижения эффективного результата она требует многих знаний и умений, обладания технологиями, психологической  подготовкой, такта, выдержки и многого другого.

Однако можно сформулировать несколько важнейших правил и принципов, которыми следует  руководствоваться при проведении переговоров.

Во-первых, следует точно прояснить потребности и интересы сторон. Именно интересы, а не лозунги, призывы и декларации. Часто бывает так, что формулировка позиции не отражает подлинных интересов субъекта, и это затрудняет ведение переговоров. В этом случае лозунги сторон гораздо более противостоят друг другу, чем их реальные интересы.

Во-вторых, во время переговоров надо всячески избегать угроз в адрес партнера. Обещание уступок во время переговоров может быть значительно эффективнее, чем обещание неприятностей. Уступки друг другу можно уравнять, угрозы приводят лишь к ответным угрозам и провалу переговоров.

В-третьих, избегать конфликтов и сотрудничать до тех пор, пока это делают другие.

В-четвертых, необходимо сформулировать и показать все положительные последствия тех решений, которые предлагается принять противоположной стороне.

В-пятых, сразу реагировать на отказот сотрудничествапротивоположной стороны и прощать после того, как отреагировали (Р.Аксельрод).

 В-шестых, необходимо иметь в запасе несколько вариантов решения проблемы, каждый из которых может быть рассмотрен на переговорах.

В-седьмых, спорить нужно не с партнером, а с его аргументами. Переговоры не будут успешными,  если стороны “перейдут на личности”, т.е. начнут критиковать друг друга, припоминать неблаговидные , по их мнению, прошлые поступки. Нельзя забывать, что обсуждаются не личные взаимоотношения, а та или иная общественная проблема.

В-восьмых, следовать предсказуемому поведению, которое создает на переговорах атмосферу доверия и дает возможность противоположной стороне реагировать адекватно и осознанно.

 В-девятых, необходимо выработать процедуры и критерии, в соответствии с которыми будут приниматься оконч. решения. Тогда такие решения не будут выглядеть так, как если бы одна сторона навязала их другой.

В-десятых, следует помнить, что собственные интересы могут быть реализованы полнее, если и партнер реализует свои интересы, поскольку в этом случае менее всего вероятность того, что кто-либо будет стремиться к пересмотру соглашения.

8.5 Некоторые правила успешных переговоров

Вопрос о процедурной стороне переговоров является одним наиболее объемных и сложных, поскольку существуют варианты отработки процедур различных по типу и формату переговоров. Вместе с тем есть те стороны процедур, которые нельзя миновать при любых переговорах.

Процедуры можно разделить на две стадии:

1.подготовки переговоров “переговоров о переговорах”

2.ведения переговоров.

На первой стадии наиболее важными процедурами являются:

n выбор места и времени встречи;

n определения повестки дня и названия переговоров;

n определения уровня встречи;

n возможный выбор представителя для налаживания контактов;

n подготовка информационного обеспечения;

n формирование делегаций.

На второй стадии можно выделить следующие процедуры:

n общее формулирование проблемы;

n представление позиций, требований  и концепций каждой из сторон;

n обмен мнениями между участниками переговоров;

n  по необходимости участие посредников;

n составление соглашения;

n подписание соглашения;

n информирование об итогах встречи и др.

В любом случае переговоры являются одним из наиболее эффективных институтов в политических коммуникациях и тем более в разрешении конфликтов.