· проведение прямых переговоров или переговоров в помощью посредника;
· возможное сочетание совместных и односторонних действий;
· сочетание переговоров с обращением в международные арбитражные организации в качестве гаранта;
· выработку совместных соглашений;
· выполнение достигнутых соглашений.
Выбор различных стратегий создает и различные варианты в развитии конфликта. Эти варианты представлены в следующих схемах (М.Лебедева).
6.2 Основные фазы и принципы урегулирования конфликта
Необходимо представлять, что разрешение конфликта весьма сложный процесс, даже при взаимном желании сторон его ликвидировать. Важно знать при каких условиях и обстоятельствах конфликт будет усиливаться и следовательно, усложнять возможность его разрешения. Они в целом формулируются следующим образом. Конфликт усиливается:
n при увеличении сторон, втягиваемых в конфликт;
n при доминирующей позиции сторон на победу во что бы то ни стало (тип “схватки” или “борьбы”);
n при ставке в конфликте на силовые или вооруженные методы борьбы;
n если в конфликт вовлечены существенные ценности (религия, национальная или этническая принадлежность, идеология, традиции, честь и т.д.);
n если конфликт связан с правами, принципами, личностями, репутациями;
n если конфликт плохо определен, размыт, неосознан, развивается спонтанно;
n при временном затягивании в его разрешении;
n при дефиците информации о его протекании.
Для разрешения конфликта необходимы следующие действия:
n выяснение, определение истинных причин конфликта;
n локализация конфликта, сведение до минимума числа его участников;
n прекращение насильственных действий, снижение уровня противостояния сторон;
n понижение уровня конфликтности, его рационализация, сведение конфликта к интересам или предпочтениям;
n установление диалога между сторонами, подготовка к переговорам и выработка кооперативной ориентации у участников конфликта;
n установление честного и открытого процесса коммуникации между сторонами с отлаженной системой информации;
n определение переговорного пространства, выработка широкого спектра вариантов возможных решений, альтернативных предложений.
При этом при разрешении конфликта в переговорном процессе необходимо соблюдение следующих принципов:
* постепенности, тщательной выверенности предпринимаемых шагов, ориентации на взаимоприемлемость, формирование атмосферы доверия;
* последовательности предпринимаемых действий и шагов, решения вопросов взаимозсвязанно;
* обеспечения интенсивности и непрерывности переговорного процесса;
* синхронности, когда стороны в своих действиях находятся в одновременной фазе готовности в разрешении конфликта;
* следования выработанным и принятым на переговорах нормам, правилам и процедурам, владение правовой и политической культурой диалога и переговоров.
6.3 Модель управления конфликтами
Международными организациями и институтами выработаны наиболее общие правила и подходы к урегулированию конфликтов. Кратко они сводятся к следующему:
n создается четырехуровневая система управления конфликтами;
n главный ее принцип в том, чтобы диагностировать и разрешать конфликт на самых первых стадиях развития;
n каждый уровень системы вступает в действие по мере исчерпания возможностей урегулирования на предыдущем уровне.
Содержание системы по уровням:
1. Отслеживание конфликтных ситуаций, определение типа конфликта, разработка прогноза его развития и подключение к разрешению конфликта государственных органов и институтов, а также общественных организаций. Создание специальной комиссии по конфликтным ситуациям.
2. Предотвращение конфликта на ранней стадии. Создается специальный переговорный механизм между представителями сторон конфликта с участием посредника. Посредник организует встречи сторон и отслеживает механизм регулирования.
3.Включение судебно-правовых механизмов разрешения споров, которые не удалось разрешить на уровне посредников. Проведение судебных слушаний и вынесение решений на основе закона, норм международного права или прецедентов.
4.Прямое использование авторитета или силы центральной или международных органов власти для разрешения конфликта.
7.1 Что понимают под технологиями разрешения конфликта?
7.2 Некоторые технологии разрешения конфликтов
7.1 Что понимают под технологиями разрешения конфликта?
Технологии разрешения конфликта объединяют в себе совокупность приемов, методов, действий, обеспечивающих эффективность процесса разрешения конфликта. Следует однако иметь в виду, что применение технологий должно отличаться гибкостью и профессионализмом. Часто технологические приемы рождаются в ходе процесса разрешения конфликта. В целом же однако выбор тех или иных приемов и тактических ходов обусловлен:
n уровнем и типом конфликта, существующего между сторонами;
n односторонним или обоюдным желанием сторон урегулировать конфликт;
n выбором стратегии и путей урегулирования конфликта;
n фазой, на которой находится разрешение конфликта;
n степенью приверженности стилю ведения переговоров;
n степенью открытости процесса урегулирования;
n поддержкой со стороны внешних сил.
7.2 Некоторые технологии разрешения конфликтов
При силовых методах разрешения конфликтов могут использоваться следующие приемы: шантажа, угроз, создание образа врага, экономического или политического давления, психологической и информационной войны, различных санкций, вооруженного вмешательства. Каждый из них нацелен на то, чтобы заставить противоположную сторону изменить свою позицию или сдаться, уступить противнику и в силу этого обладает своим арсеналом воздействий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.