Мирные методы оказываются более разносторонними с точки зрения применяемых технологий. Можно выделить некоторые группы мирных технологий в соответствии с той или иной стадией разрешения конфликта.
Так, речь можно вести о технологиях подготовки противоположных сторон к началу переговоров. К ним относятся рационализация восприятия проблемы и в целом изменение восприятия противоположной стороны. В этом случае возможны такие действия как:
* привлечение к оценке конфликта независимых экспертов;
* инициативы “доброй воли” одной из сторон (визиты, приглашение с визитом, заявления лидеров и др.);
* откровенное признание ошибочности предыдущих действий;
* показ взаимной выгоды от прекращения отношений конфронтации;
* отказ от формирования образа врага и т.д.
Следующая группа технологий связана с участием в конфликте “третьей стороны” или посредника. Само по себе участие посредника в разрешении конфликта является технологическим приемом, так как зависит от выбора посредника, который был бы приемлем всем сторонам, участвующим в конфликте и так как его роль является достаточно гибкой и должна не вызывать сомнения в предпринимаемых им действиях. Технологии посреднической деятельности прямо проистекают из тех функций, которые он выполняет:
формирование и поддержание ориентаций участников конфликта на поиск взаимоприемлемого решения;
создание условий для обмена информацией и позициями между участниками конфликта, формирование “общего” языка;
помощь в диагностике ситуации, интерпретации информации, оценке предложений, предложение новых идей;
помощь в “сохранении лица” при выходе из конфликта;
регуляция и контроль за взаимодействием сторон, выполнением соглашений.
В результате технологии формируются вокруг стратегий
* связанных с поиском решений (акцент на наличии общих моментов и интересов);
* направленных на взаимодействие сторон и поддержание рабочих отношений между ними;
* направленных на манипулирование поведением участников конфликта.
Еще одна группа технологий связана с организацией переговорного процесса и ведением самих переговоров. В разных вариантах здесь используются технологии (в зависимости от характера переговоров):
· оказание давления на противоположную сторону;
· выдвижение ультиматумов;
· “расстановка ложных акцентов в своей позиции”;
· “выдвижение требований в последнюю минуту”;
· “заискивание”;
· “постепенного повышения сложности обсуждаемых вопросов”;
· “вынесение спорных вопросов за скобки”;
· увеличение альтернативности переговорных решений и многие другие.
При использовании тех или иных технологий необходимо помнить, что многие из них имеют “двойное дно” или двойной эффект и могут сыграть в разных ситуациях как позитивную, так и негативную роль. От выбора той или иной технологии и компетенции исполнения зависит успех переговоров и разрешения конфликта.
8.1 Как надо понимать переговоры
8.2 Основные типы переговорного процесса
8.3 Особенности переговоров в условиях конфликта
8.4 Процедуры в переговорном процессе
8.5 Некоторые правила успешных переговоров
8.1 Как надо понимать переговоры?
Переговоры - это коммуникация, в процессе которой происходит выяснение, согласование каких-либо позиций, правил игры с целью выработки общей позиции, мнения или достижение компромисса. Как правило, переговоры сопровождают какой-либо конфликт или недоразумение. Однако они могут вестись и в ситуации отсутствия конфликтов, например, переговоры о торговых соглашениях или о культурном сотрудничестве между партнерами, не имеющими друг к другу претензий. Таким образом, различают переговоры между сотрудничающими, нейтральными или конфликтующими сторонами. Переговоры между сотрудничающими сторонами проводить легче, однако и здесь необходимо учитывать интересы друг друга и сохранить элементы доверия, существующие у партнеров. Так, переговоры между НПО, близкими по духу и состоящими в коалиции, могут легко быть разрушены нелепыми высказывания по поводу тех или иных ошибок, допущенных одной из сторон.
8.2 Основные типы переговорного процесса
В зависимости от преобладающих на переговорах подходах и принципах выделяются переговоры торга или конкуренции и совместного поиска решения проблемы или кооперации. В первом случае участники переговорного процесса рассматривают его как продолжение борьбы, преследуют цель добиться победы и максимально реализовать только свой интерес, часто в ущерб интересам другой стороны. Этот тип переговоров основан на жесткой конкуренции, методах манипулирования, угрозах, шантаже, односторонних действиях, игнорировании интересов других участников.
Переговоры, основанные на принципах кооперации, предполагают ориентацию не только на собственный интерес, но и на совместный поиск взаимовыгодных вариантов решения проблемы. Такие переговоры, предусматривают взаимный компромисс, открытость, стремление к равновесному диалогу и, как правило, обеспечивают более прочный успех достигнутых соглашений и стабилизацию ситуации.
8.3 Особенности переговоров в условиях конфликта
Наиболее сложный ранг переговоров в условиях конфликта, так как в конфликте всегда присутствует различная степень недоверия между сторонами доходящая порой до открытой вражды. Тем не менее важно зафиксировать следующее:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.