1.7. Технология разработки электронного учебника
На сегодняшний день существуют два основных направления проектирования компьютерных методических пособий: INTERNET-технологии и CASE-технологии. Учебник, реализованный средствами первой, представляет собой гипертекстовый документ, фактически страничку World Wide Web.
Реализуется он с помощью языков HTML (Hyper Text Markup Language) и Java
и распространяется по сети INTERNET или INTRANET. При использовании
CASE-технологии учебник реализуется как отдельная программа на обычных языках программирования.
Рассмотрим несколько подробнее отличия этих двух направлений.
Основными достоинствами INTERNET-технологии является платформенная независимость полученного продукта и весьма простой способ внесения исправлений. В самом деле, переписать на сервере несколько файлов проще, чем посылать пользователю обновленную версию программы. При этом при использовании INTERNET-технологии вовсе не обязательно покупать лицензионное программное обеспечение, т.е. документы HTML и Java
фактически являются текстовыми файлами, для них не требуется компиляторов. Главным достоинством CASE-технологии является простой факт: обычные языки программирования легко позволяют реализовать любые авторские замыслы, тогда как при использовании INTERNET-технологии зачастую это или достаточно сложно или невозможно в принципе. Кроме того, обычная программа, реализованная по CASE-технологии, будет выглядеть на двух разных компьютерах одинаково, а внешний вид документа INTERNET
может весьма сильно отличаться даже в разных программах-просмотрщиках.
Вышеприведенные сравнения были проведены без учета внешних факторов.
Следует отметить, что в российских условиях одно из основных достоинств
INTERNET-технологии распространение по сети может обернуться и ее основным недостатком, пока глобальная сеть не столь широко распространена.
Студенты, проживающие в небольших городах, а они, вероятнее всего, и явятся основными клиентами программ дистанционного обучения, могут быть или вообще лишены сети INTERACT в силу ее отсутствия, или пропускные способности линии могут оказаться недостаточными для передачи большого количества информации, особенно графической. Кроме того, получение знаний по сети требует достаточно большого времени, а это весьма дорого при повременной оплате. Поэтому для реализации дипломного проэкта лучше выбрать второй путь, то есть реализовать электронный учебник с помощью
CASE-технологии.
Прежде, чем преступить к реализации компьютерного учебника сначала требуется выбрать операционную систему (ОС), в которой учебник будет функционировать. Главными требованиями к ОС являются наибольшая распространенность и простота написания интерфейса пользователя в программе. Из имеющихся ОС для персональных компьютеров выбрана система Windows 98 и, так как она наиболее распространена среди пользователей компьютеров. Таким образом, программа будет выполняться практически на всех современных персональных компьютерах. По сравнению с еще более распространенной ОС MS DOS Windows имеется важное преимущество: под нее существует унифицированный интерфейс пользователя, что облегчает как программирование, так и освоение пользователем программы.
Создание компьютерного учебника возможно как общими средствами программирования, так и использованием специальных программ. Системы для проектирования электронных учебников (например, ToolBook Assistant)
несколько облегчают работу разработчика, но имеют узкую направленность и достаточно дороги. Технология визуального проектирования существенно облегчает работу разработчика-программиста, поэтому остальные средства проектирования отпадают. Из существующих систем была выбрана Borland
Delphi, поскольку используемый в ней язык Паскаль существенно мощнее др языков, например, Бейсика, кроме того, к ней легче присоединяются новые компоненты, что значительно упрощает процесс создания интерфейса.
Итак, дистанционное образование, которое должно при минимальных затратах обеспечивать достижение социально значимых целей — повышение качества образования, удовлетворение потребностей общества в образовательных услугах для развития кругозора, уровня самосознания и деловой активности, а также создания единого образовательного пространства
— может развиваться через специально созданные учебные продукты. Одним из таких специально разработанных продуктов и является представленный компьютерный учебник.
2. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ
УЧЕБНИКОВ
2.1. Обзор используемых технологий
В этом разделе описываются основные принципы и технологии используемые при создании приложения.
Разрабатываемые в настоящее время программные системы в силу своей сложности требуют специального инструментария, облегчающего работу программиста и избавляющего его от выполнения рутинной работы. Одна из технологий, позволяющая реализовать эти принципы - это RAD — технология, которая в сочетании с объектно-ориентированным подходом дает хорошие результаты.
Методы структурного проектирования имели своей целью упростить процесс разработки сложных систем на основе алгоритмического подхода.
Методы объектно-ориентрованного проектирования созданы в свою очередь для помощи разработчикам, использующим мощные средства объектноориентрованного программирования, основанного на описании классов и объектов. В принципах объектного подхода к разработке приложений нашли свое отражение и многие другие факторы. Объектно-ориентированный подход
(ООП) должен быть обобщенным подходом не только в программировании, но также и проектировании интерфейса пользователя, баз данных, баз знаний и даже компьютерной архитектуры. Смысл такого широкого подхода состоит в том, что он позволяет применить объектную ориентацию для решения всего круга проблем, связанных со сложными системами.
Методы программирования, прежде всего подразумевают правильное и эффективное использование механизмов языков программирования. Методы проектирования, напротив, основное внимание направляют на правильное и эффективное структурирование сложных систем.
В основе ООП лежат понятия «объект» и «класс». В интересующей
18 надо набрать
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.