Разработка и создание электронной версии учебного пособия «Электроника», страница 11

b; — средняя оценка наибольшей возможной величины затрат.

G; = (b; - а;) / 6, (4.2) (4.3)

где i — меняется от 1 до 6 (количество этапов разработки);

G; — стандартное отклонение;

b; — средняя оценка наибольшей возможной величины затрат;

а; — средняя оценка наименьшей возможной величины затрат.

Затем подсчитывают оценку затрат на разработку программного продукта, то есть общую величину математического ожидания по всем этапам, и стандартное отклонение этой оценки:

где i — номер этапа создания программы;

MQ; — математическое ожидание на i-ом этапе; .-.'

MQ — общая величина математического ожидания по всем этапам.

(4.5)

где i — номер этапа создания программы;

G; — стандартное отклонение на i-ом этапе;

G — стандартное отклонение.

Дпя оценки согласованности мнений экспертов рассчитывается коэффициент вариаций по следующей формуле:

(4.6)

Если ~'; меньше или равно 0,3, то мнения экспертов согласованы.

Результат определения затрат на разработку данного программного продукта по методу экспертных оценок приводится в таблице 4.2 .

По результатам вычислений можно сделать вывод, что мнения экспертов согласованы.

Таблица 4.2 — Средние величины затрат времени, математического ожидания и стандартные отклонения.

а; b Средняя величина

Этапы разработки затрат времени по программного продукта этапам, дн. Матема- тическое ожидание,

МО;, дн. Стандартное отклонение,

G;, дн. Коэффициент вариаций,

У,.

1.Анализ требований

2.Изучение литературы 2 1,7 ) 2,4 ( 1,68 2,43 о,гз

0,17 0,14

0,07

3. Проектирование, составление алгоритма

4. Написание программы

5. Подготовка учебноетодичес кого атериала

6. Отладка и естирование 2,8 12 25 3,2 3,6 14 182 30 332 96 106 3,2 14,37 29,7 9,5 0,13 1,03 1,37 0,43 0,04 0,07 0,05 0,05

По вычисленным параметрам найдем МО и G:

М0=60,88 (дн.)

G=1,79 (дн.)

Себестоимость разработки программного продукта включает в себя такие затраты, как оплата труда разработчика, оплата машинного времени, отчисления во внебюджетные фонды, сопутствующие накладные расходы.

С= k gt, (1+k„)+8C

1=11 ..1~1 /= 7'1,/2,,ф где С - себестоимость программного продукта; (4.7)

3 - среднемесячная заработная плата разработчика программы, 3=1800

рублей;

М - количество рабочих дней в месяце, М=21 день;

k - коэффициент, учитывающий отчисления во внебюджетные фонды и на тРавматизм, k=1,359;

- затраты времени на i-ом этапе разработки программы, где использовался труд программиста (il..лп — номера этапов разработки программы где использовался труд программиста), i=1...б, так как труд программиста использовался на всех этапах разработки;

tД - затраты времени на j-ом этапе с использованием компьютера (jl.jk—

номера этапов разработки программы где использовалось машинное время),

j=4,5,6;

kД - коэффициент, учитывающий накладные расходы, kД=0,5;

С„- стоимость одного часа машинного времени, С„=19 рублей.

Расчет себестоимости данного программного продукта:

С=(1800/21) 1,359 (1,68+2,43+3,2+14,37+29,7+9,5) (1+0,5)+8 19

(14,37+29,7+9,5)=10636,95+8142,64=18779,59 (руб.)

Для расчета цены программного продукта используется формула:

Ц= С * (1+(Р/100) ) * Кндс, где Ц - цена программы;

С - себестоимость данного программного продукта;

Р - рентабельность;

Кн~- - коэффициент, учитывающий НДС .

Р=20%

1~ндс=1,20

Ц =18779,59 ( 1 + 0,2) 1,20 = 27042,6(руб.) (4.8)

4.2. Анализ экономического эффекта от внедрения программного продукта

Перед тем, как приступить к анализу экономического эффекта, необходимо четко определить функции и возможности данного программного продукта. Данный дипломный проект'предназначен для применения в сфере образования, в которой действует две стороны: преподаватель и студент.

Программа имеет два режима работы: режим преподавателя и режим студента. Чтобы воспользоваться функциями в режиме преподавателя, необходимо при входе в систему ввести пароль. После правильного ввода пароля, получаете доступ к функциям данного режима работы программы. Сам учебный материал организован в виде файлов в формате HTML. После подключения, преподавателю предоставляется возможность редактировать специальную базу данных, которая отражает ссылки нахождения файлов с учебным материалом. К конкретным темам учебного пособия можно привязать некоторые проверочные вопросы и варианты ответов на них с идентификацией правильности. Все это позволяет сделать программа в режиме работы преподавателя. Чтобы общаться со студентом посредством программы и учебного материала, преподаватель имеет возможность откорректировать содержание для дальнейшего его отображения в режиме студента, не производя изменения в базе данных.

Студент также имеет возможность общаться с преподавателем посредством тестовых заданий к темам. Программа во время тестирования студентом автоматически накапливает статистические данные по поводу усвоения студентами учебного материала. Преподаватель может просмотреть эту статистику в своем режиме. Для входа в режим студента также нужно вводить пароль. Программный продукт предоставляет студенту возможность ознакомиться с установленным режимом обучения и тестирования. Функция программы — обучение, позволяет студенту, выбрав из содержания тему, просмотреть соответствующий ей текст. А функция программы — тестирование позволяет студенту произвести самоконтроль за изучением материала. Следуя указаниям, после тестирования студент имеет возможность просмотреть свои результаты и выставленную оценку.

г.

Теперь, зная основные из функций данного программного продукта, можно произвести сравнительный анализ учебного процесса до внедрения в него программы и после. Сначала определим основные задачи, которые решаются в учебном процессе с использованием программы:

• подготовка и редактирование содержания лекционного материала;

• подготовка и редактирование материала для тестирования;

• проведение лекционных занятий;

• проведение тестирования студентов;

• сбор статистики по поводу усвоения студентами учебного материала.

Приведем сравнение учебного процесса в его традиционной форме и с

4