Разработка и создание электронной версии учебного пособия «Электроника», страница 12

применением данной программной системы по вышеприведенным задачам.

Подготовка и редактирование содержания учебного материала при помощи программы происходит быстро, достаточно только указать в специальной базе данных какой файл в формате HTML соответствует каждой теме. Редактирование самого учебно-методического материала происходит отдельно от данной программы в любом доступном HTML-редакторе.

Процесс подготовки и редактирования тестовых заданий облегчает то, что все тестовые задания хранятся в базе данных, и их поиск по конкретной теме облегчен функциями программы (при выборе конкретной темы из базы данных получаем набор тестовых заданий только по этой теме, и здесь же можно произвести редактирование существующего задания или добавить новое).

Процесс редактирования тестовых заданий упрощается самой программой, так как преподаватель имеет возможность посмотреть, как усваивается пройденный материал студентами.

Проведение в программе . лекционных занятий предоставляет преподавателю больше свободного времени на решение других задач. Студент же получает возможность изучать лекционный материал многократно (но только не во время проведения тестирования) и избавляет студента от конспектирования текста учебного материала лекций.(это снижает финансовые и трудовые затраты студента).

Также студент имеет возможность оценить уровень своих знаний по конкретной теме, пользуясь заранее подготовленными преподавателем тестовыми заданиями. Это экономит время преподавателя и студента по конкретным темам материала.

Теперь можно сделать следующие выводы: себестоимость разработки данного программного продукта на данный момент составляет 18779,59 рублей, а цена ее возможной продажи с налогом на добавленную стоимость тогда составляет 27042,б рублей. Программный продукт сделан таким образом, чтобы можно было легко откорректировать содержание учебного пособия, что не требует дополнительных затрат на работу программиста. Важным является и то, что работа с программой может полностью заменить как чтение лекционного материала преподавателем, так и необходимость конспектирования лекций студентами. Использование программного продукта эффективно также при подготовке студента к зачету или экзамену, так как студент может производить обучение, по заранее приготовленному тексту учебного материала и может определить степень своих знаний, используя данную программу. Эти и другие функции программного продукта экономят трудозатраты, как преподавателя, так и студента, что делает процесс обучения более эффективным и освобождает время, например, в сэкономленное время преподаватель может заняться подготовкой и редактированием тестовых заданий и оценить статистику прохождения тестирования студентами.

Студенты, по результатам своего тестирования, получают возможность заниматься более углубленным изучением материала в домашних условиях, проверив свои знания по конкретной теме и определив свою подготовленность к сдаче зачета или экзамена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате дипломного проектирования была разработана программная система, являющаяся электронной версией учебного пособия по дисциплине

«Электроника».

Целью разработки программной системы являлось предоставление полного учебного материала по курсу, облегчение процесса работы преподавателя со студентами, избавление студентов от конспектирования лекций, предоставление обучаемым возможность контроля их знаний посредством компьютерного тестирования. Исходя из всего этого, данную программу можно использовать для обучения дисциплине «Электроника»

студентов, как заочной, так и очной форм обучения по специальностям 550400

и 654400 Телекоммуникации.

Программная система может работать в двух режимах: режим

«Преподаватель» и режим «Студент». В режиме «Преподаватель» пользователь имеет возможность входа в систему с паролем, который можно поменять, возможность настройки учебного процесса, просмотр результатов тестирования. В режиме «Студент» пользователь тоже имеет возможность входа в систему с паролем, с последующей его заменой, проходить тестирование по любой из подтем дисциплины, просматривать свои результаты по пройденному тестированию. Изучение учебно-методического материала по дисциплине не ограничено режимами, оно доступно любому пользователю.

Программная система разработана в интегрированной среде разработок

Borland Delphi 6, так как она позволяет создавать удобный и наглядный интерфейс. Поэтому, для работы с данной программой не требуется каких-то дополнительных навыков работы с компьютером, достаточно только элементарных знаний работы в операционной среде Windows.

Учебный и тестовый материал представлен в формате HTML-документов, для хранения ссылок на эти документы была разработана база данных с применением системы управления базами данных Paradox 7.0.

Некоторые используемые файлы закодированы, исключая их просмотр вне программной системы. Программная система снабжена всплывающими подсказками. Распространяется программный продукт в виде дистрибутива.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Кэнту М. Delphi 6 для профессионалов(+ CD) .-СПб.: Питер, 2002.-1088 с.

2. Архангельский А.Я. Работа с локальными базами данных в Delphi 5.- М.:

ЗАО «Издательство БИНОМ», 2000.- 192 с.

3. Гради Буч. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения.- Киев: Диалектика, 1992.

4. Захаров Н.С. Тестирование знаний обучаемых при дистанционном образовании // Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление: Тез. Всерос. науч.- метод. Конф. — 1998. — Ч.З.-С.37

5. Лачин В.И., Савёлов Н.С. Электроника: Учеб пособие. - Ростов н/Д: изд-во

«Феникс», 2002. — 576 с.

6. Бакалов В.П. и др. Основы теории электрических цепей и электроники:

Учебник для вузов/В.П. Бакалов, А.Н. Игнатов, Б.И. Крук. — М.: Радио и связь, 1989. — 528 с.

7. Епашников А., Епашников В. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0.—

3-е изд., стер. — М.: «ДИАЛОГ-МИФИ» 1996 .-288 с.

8. Архангельский А.Я. Программирование в Delphi 5-2-е изд., переработ. И

дополн. — М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2000. — 1072с.