Разработка и создание электронной версии учебного пособия «Электроника», страница 2

Студент, работая на персональном компьютере, может сам наблюдать за процессом усвоения знаний, видеть свои ошибки и оценку своей работы.

Под дистанционным обучением (ДО) следует понимать комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.

Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность информационных ресурсов, средств передачи данных, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения.

Под образовательными технологиями ДО принято понимать комплекс дидактических методов и приемов, которые используются для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю.

1.1. Методологические принципы ДО

II I В основу ДО положены ниже приведенные принципы.

1. Принцип интерактивности. Тесно связан с фундаментальными характеристиками обучения - взаимодействием и взаимовлиянием субъектов учебного процесса. Развитие новых методов обучения на базе современных технологий представляет реализацию принципа интерактивности в новых формах.

2. Принцип адаптивности. Современные телематические системы открывают новые возможности не только адаптировать учебный материал к конкретным условиям учебного процесса, но и принципиально облегчить разработчику или преподавателю создание учебного курса или иных учебных материалов.

3. Принцип гибкости. Является руководящим на всех этапах проведения дистанционного обучения. Каждый работает в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

4. Принцип модульности. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

1.2. Обеспечение качества обучения

Качество обучения в первую очередь определяется качеством представленного для изучения материала, во многом - выбранной методикой обучения, эффективностью средств обучения, четкостью организации и проведения учебного процесса, систематическим контролем усвоения материала.

Отсутствие возможности очного контроля качества обучения

(коллоквиумы, зачеты, экзамены, курсовые и дипломные работы) стимулирует разработку систем тестирования, применимых как в процессе обучения

(текущий и промежуточный контроль), так и на завершающей его стадии

(итоговая аттестация).

В связи с этим использование тестирования в качестве основного метода контроля в дистанционном обучении согласуется с общей тенденцией внедрения тестирования в систему подготовки и переподготовки кадров.

1.3. Роль преподавателя в ДО

При традиционных формах обучения преподаватель часто выступает как интерпретатор знаний и адаптирует их к конкретной аудитории. При дистанционной форме обучения на плечи преподавателя ложится колоссальная работа по подготовке программы курса и его адаптация для ДО. В процессе обучения преподаватель выступает координатором познавательного процесса.

10 надо набрать

В-четвертых, необходимы технические возможности для разработки дистанционных курсов, отвечающих современным требованиям.

В-пятых, разработчики не должны испытывать недостаток полнофункционального лицензионного программного обеспечения для разработки дистанционных курсов. Последнее обстоятельство представляется особенно важным при сертификации дистанционных курсов и, как следствие, при защите авторских прав разработчиков.

1.4. Технологии и носители дистанционного образования

В рамках ДО представление информации для обучаемых может осуществляться с использованием следующих технологий:

печатных материалов (учебно-методические комплекты литературы и заданий);

рассылки материалов по компьютерным сетям ( Е-mail, компьютерные конференции или доски объявлений);

• дискуссий в режиме on-line с использованием компьютерных сетей

(обмен письменными сообщениями);

электронных материалов (компьютерные образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники);

• аудио- и видео- продукции;

телевизионных передач;

• телевизионных передач кабельного телевидения;

видеоконференций путем теле трансляции с обратной связью по телефону (аналогично телепередачам в прямом эфире с возможностью для зрителей позвонить по "горячей линии" и задать свои вопросы);

• двунаправленных видеоконференций с использованием компьютерных сетей;

• двунаправленных видеоконференций с использованием спутниковых телемостов

Носителями информации являются: книги, гибкие магнитные, лазерные или жесткие диски, аудио- или видеокассеты.

Средствами обучения в дистанционном образовании выступают: учебнометодические комплекты (кейсы), компьютеры, телевизоры, телефоны, магнитофоны, видеомагнитофоны, специальная техника мультимедиа.

1.5. Средство дистанционного обучения — электронный учебник

Несмотря на то, что сообщающее обучение недостаточно развивает творческие способности обучаемых и не обеспечивает индивидуализации, этот вид обучения занимает достаточно большой процент времени.

Информационно-иллюстративное обучение способствует усвоению большого по объему и достаточно сложного материала. Электронный учебник, включающий в себя не только текстовую и графическую информацию, но также звуковые и видеофрагменты позволяет индивидуализировать обучение, а в отличие от обычного (печатного) учебника обладает интерактивными возможностями, т.е. может предъявлять необходимую информацию по запросу обучаемого, что приближает его (электронный учебник) к обучению, проводимому под руководством преподавателя.

1.6. Полезность использования электронного учебника

Электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что он:

• облегчает понимание изучаемого материала за счет наглядности и интер активности;

• допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

13 надо набрать