СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Практическое освоение методов стратегического планирования модельного эксперимента; составление плана эксперимента в факторном пространстве; полный и частичные факторные эксперименты; исследование имитационной модели импульсного умножителя двух аналоговых сигналов в системе Simulink.
1. Разработайте структуру факторного пространства для стратегического планирования следующего модельного эксперимента.
Исследуется модель аналогового импульсного умножителя (см. лабораторную работу № 1) в режиме перемножения двух постоянных сигналов при частоте повторения сигнала треугольной формы f, Гц. Вычисляется значение погрешности аналогового умножения относительного цифрового умножения в некоторый момент времени T от начала моделирования. Требуется выбрать параметры умножителя таким образом, чтобы относительная погрешность не превышала некоторого заданного значения δ. Значения T, δ и f задаются преподавателем.
В состав факторного пространства включите следующие количественные и качественные факторы: тип фильтра нижних частот, порядок фильтра, частота среза фильтра. Для каждого фактора выберите 3…7 уровней.
2. Разработайте стратегические планы следующих экспериментов:
· полный факторный эксперимент;
· частичный факторный эксперимент, рандомизированный план;
· частичный факторный эксперимент, латинский план;
· частичный факторный эксперимент с изменением факторов по одному;
· дробный факторный эксперимент.
Для каждого из разработанных планов вычислите количество итераций модельного эксперимента и оцените требуемое время моделирования.
Совет: для разработки планов можно воспользоваться функциями библиотеки пакета Matlab: раздел Statistics Toolbox → Design of Experiments.
3. Обоснуйте выбор одного из разработанных планов и реализуйте его.
4. Продолжайте выполнение пункта 3 до тех пор, пока требования модельного эксперимента не будут выполнены.
5. Повторите выполнение пунктов 1…4 для случая, когда в одном из входных сигналов умножителя присутствует помеха (гармоническая или случайная). Тип помехи, а также значение отношения сигнал/шум включите в состав факторного пространства.
6. Сделайте выводы по работе.
1. В чем различия между методами стратегического и тактического планирования модельного эксперимента?
2. Перечислите достоинства и недостатки полного и частичного факторных экспериментов.
3. Какие требования накладываются на факторы при использовании частичного факторного эксперимента?
4. Дайте определения понятиям «наблюдаемая переменная», «центр плана» и «интервал варьирования».
5. Что изменится при выполнении пункта 5 данной работы, если каждую из итераций модельного эксперимента повторять в свою очередь N раз? Исходя из каких соображений следует выбирать минимальное значение этого N?
Получение практических навыков моделирования дискретных систем на примере элементов цифровых устройств: двоичных сумматоров, триггеров, комбинаторной логики, статической и динамической памяти, арифметико-логических операций и управляющих команд.
1. Разработайте модели, позволяющие переводить натуральные десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно (используйте N двоичных разрядов, N = 4 или 8).
2. Используя средства комбинаторной логики или блоки логических операций, постройте модель N-разрядного двоичного сумматора (модель такого сумматора можно реализовать в виде набора одноразрядных двоичных сумматоров, учитывайте переносы числа из младшего в старший разряды). Сложите два десятичных числа с помощью разработанного сумматора.
3. Дополните набор выполняемых команд операциями вычитания двух натуральных чисел (сложение в дополнительном коде), поразрядного сдвига влево и вправо.
4. Разработайте модель дешифратора на M входов, построенного с использованием моделей элементов И-НЕ и ИЛИ-НЕ.
5. В соответствии с вариантом задания разработайте модель триггера. Для реализации модели используйте элементы И-НЕ и ИЛИ-НЕ. Продемонстрируйте работоспособность построенной модели.
1. Асинхронный RS-триггер (табл. 1).
таблица 1
Таблица переходов асинхронного RS-триггера
R |
S |
Q |
Примечание |
0 |
0 |
Q |
Хранение |
0 |
1 |
1 |
Установка 1 |
1 |
0 |
0 |
Установка 0 |
1 |
1 |
– |
Запрещено |
2. Двухтактный RS-триггер (табл. 2).
При подаче на вход
синхронизации С триггера значения С = 1 триггер считывает входные
значения и хранит их. При значении входа С = 0 выходные сигналы триггера
примут значения переходов в соответствии с табл. 2. Моменты времени t
соответствуют тактам с сигналом синхронизации С = 1. Для установки
триггера в состояние 0 или
1 без подачи сигнала синхронизации предусмотрите отдельные входы.
таблица 2
Таблица переходов двухтактного RS-триггера
t |
t + 1 |
Примечание |
|
R |
S |
Q |
|
0 |
0 |
Q (t) |
Хранение |
1 |
0 |
0 |
Установка 0 |
0 |
1 |
1 |
Установка 1 |
1 |
1 |
– |
Запрещено |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.