Для того чтобы описанную индукционную систему превратить в измерительный прибор, необходимо создать противодействующий момент вращения, изменяющийся пропорционально изменению измеряемой величины. Тогда каждому значению измеряемой величины будет соответствовать противодействующий момент, при котором наступает равновесие, т. е. Mвр, = Мпротив. Равновесие может быть статическим и динамическим. У всех показывающих аналоговых электроизмерительных приборов равновесие моментов статическое, т. е. при измерении стрелка прибора отклоняется на некоторый угол, пропорциональный измеренной величине, и остается неподвижной. Противодействующий момент у таких приборов обычно осуществляется за счет закручивания спиральной пружины.
При динамическом равновесии подвижной элемент измерительной системы, например диск индукционного счетчика, вращается с равномерной частотой вращения, и в этом случае сохраняется условие Мвр= Мпротив.
Противодействующий момент для вращающегося диска осуществляется за счет индукционного тормозного момента при помощи постоянного магнита М (см. рис. 1), охватывающего своими полюсами диск. При вращении диск пересекает магнитный поток Фт постоянного магнита и индуктирует в нем э. д. с. е=с2Фтn, создающую в диске ток i=e/r, где r – сопротивление части диска, в которой ток замыкается, и п – число оборотов диска в единицу времени.
Таким образом, противодействующий момент, создаваемый при вращении диска постоянным магнитом, пропорционален частоте вращения диска, а также зависит от радиуса приложения тормозящей силы, т. е. от положения полюсов магнита от центра вращения диска.
Кроме основных моментов – моментов вращения и противодействующего момента, на диск счетчика воздействует ряд дополнительных моментов, из которых часть – паразитные, такие, как момент трения, индукционные тормозные моменты от пересечения диском рабочих потоков, от перекоса сердечников электромагнитов, и один – создаваемый искусственно для компенсации трения.
Момент трения создается трением опор диска в подшипниках, счетном механизме и диска о воздух. Этот момент состоит из постоянной части и переменной, имеющей сложную зависимость от скорости вращения диска. При конструировании принимают меры к снижению момента трения путем применения камневых опор и специальных материалов, повышенного класса обработки зубчатых колес и т. п., а также путем создания компенсационного момента.
Индукционный тормозной момент, возникающий от пересечения диском рабочего потока цепи напряжения, практически постоянен (зависит от постоянства приложенного напряжения) и складывается с противодействующим моментом тормозного магнита. Однако при повышении и при понижении напряжения этот момент, зависящий от Ф2UºU2, вносит некоторую дополнительную погрешность в измерение. Индукционный тормозной момент последовательной цепи пропорционален квадрату тока нагрузки(так (так как Ф2IºI2) и возрастает с нагрузкой, увеличивая отрицательную погрешность счетчика. Моменты от перекоса сердечников не зависят от скорости диска и отдельно не рассматриваются.
Компенсационный момент обычно создается при помощи стального винта, располагаемого на полюсе электромагнита цепи напряжения параллельно диску, как это показано на рис. 1.3.6. Токи, индуктируемые во вращающемся диске электромагнитом цепи напряжения, взаимодействуют с магнитным потоком стального винта, ответвляющимся от общего потока, и создают небольшой вращающий момент, величина которого может регулироваться ввинчиванием и вывинчиванием винта. Направление момента при указанном на рисунке положении винта положительно, т. е. от полюса ФU к выдвинутому концу винта. Если винт ввернуть так, чтобы его конец выдавался больше с противоположной стороны полюса, то направление момента изменится на обратное. Как нетрудно убедиться, компенсационный момент будет пропорционален квадрату напряжения.
1.3.3. Принцип регулировки индукционного счетчика. Целью регулировки счетчика является приведение его параметров в соответствие с номинальными данными при выполнении всех требований действующего стандарта. Регулировке подлежат фазовый угол между рабочими потоками (внутренний угол), частота вращения диска при номинальной нагрузке и cosj=1, компенсационный момент при 10%-ной .нагрузке и cosj=l и устранение самохода. Регулировка производится при нагрузках и значениях cosj в соответствии с требованиями ГОСТ 6570. Рассмотрим кратко принципы указанных регулировок.
Регулировка внутреннего угла. Магнитная система цепи напряжения конструктивно выполняется так, чтобы угол сдвига фаз между рабочим магнитным потоком ФU и магнитным потоком токовой цепи ФI был заведомо несколько больше, чем 90°. Это достигается, во-первых, за счет большой индуктивности катушки напряжения, создающей отставание тока катушки от приложенного напряжения на угол около 70°, и, во-вторых, за счет шунтирующего магнитного потока Фш, значительно превышающего рабочий поток ФU. Из рис. 1.3.2 видно, что рабочий поток ФU отстает от тока возбуждения IU на угол, превышающий фазовый угол ей между током возбуждения IU и общим потоком Фобщ, и отстает от потока ФI на угол, близкий к 90°. Наиболее распространенным способом регулировки является увеличение угла a1 между потоком ФI и возбуждающим током I за счет увеличения активных потерь на пути потока ФI. При этом уменьшается угол между потоками ФI и ФU от значения j до значения j'. Внесение потерь на пути ФIосуществляется наложением на токовый магнитопровод дополнительной обмотки wR (рис.1.3.6), замкнутой на сопротивление петли из провода R. Сопротивление петли может изменяться перемещением короткозамыкающей перемычки П.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.