2. Определяем возможные виды отказов отдельных элементов и заполняем графу 3 табл. 12.2. (для упрощения анализа в таблице указываем только те отказы, которые являются наиболее характерными для рассматриваемых элементов).
3. Определяем функции, выполняемые элементами, степень влияния отказов элементов на функционирование автомобиля и заполняем графы 4…6 табл.12.2. При этом в строке, соответствующей рассматриваемому виду отказа, записывают ноль, если при данном виде отказа элемента автомобиль не выполняет соответствующей функции, и единицы, если данный вид отказа не влияет на выполнение этой функции.
4.Производим анализ статистических значений показателей безотказности элементов и заполняем графы 7 и 8 табл. 12.2.
5.Производим расчет вероятности безотказного выполнения i-й функции за наработку liс учетом степеней влияния отказов:
,
где li — наработка i-й функции при выполнении задания;
Pj(li) — вероятность безотказной работы j-го элемента за наработку li ;
— вероятность отказа j-го элемента по ν виду отказа за наработку li ;
m— общее число элементов в функциональной группе, подгруппе или общее число элементов автомобиля;
Кj — число видов отказа j-го элемента.
Суммирование по элементам и видам отказов производится только по тем строкам таблицы, для которых степень влияния отказа принята за единицу.
Рзап(li)=0,99995·0,9998·[1 - 5·(0.0001/0,9999)+(0,0002/0,9998)]=0,9986;
Рраб(li)=0,9997·0.9980 ·0,9970 ·0,9971 ·0,9989 ·0,9983 ·0,9997=0,9890;
Рторм(li)=0,9998·0,9981·0,9990·0,9989·0,9999·[1- (0,0002/0,9998 )+ +(0,0019/0,9981 )+ (0,0010/0,9990 )+ (0,0011/0,9989 )+ (0,0001/0,9999)]=0,9957·[1-(0,0002+0,0019+ 0.0010+ 0,0011+.0,0001)]= =0,9871
Результаты расчета заносим в таблицу 12.1
6. Производим расчет вероятности безотказной работы дизеля за наработку 13, соответствующую выполнению задания в целом:
где P(lз)— вероятность безотказной работы j-го элемента за наработку l3;
— вероятность отказа j-го элемента по ν виду отказа за наработку lз;
— вероятность отказа j-го элемента по ν виду отказа за наработку l∑i (сумма значений наработок по тем функциям, которым в строке с индексом j и ν при отсчете справа налево, начиная с S-го столбца, соответствуют единицы до появления первого нуля);
=
Сi — коэффициент, учитывающий время работы автомобиля при выполнении i-й функции. Принимаем Сз=0,15; Ср= 0,65; Ст=0,2;
Pj(lз-l∑i) — вероятность безотказной работы j-го элемента за наработку (lз-l∑i):
Pj(lз-l∑i)=1 -
Полученные значения и Pj(lз-l∑i) заносим в таблицу 12.1
Р(lз)= 0,9997·0,9990·0,9970·0,9971·0,9989·0,9983·0,9997·{1- [(0,0003/ 0,9997+ +0,0010/ 0,9990+0,0030/ 0,9970+0,0029/ 0,9971+0,0011/ 0,9989+0,0017/ 0,9983 +0,0003/ 0,9997+ (0,9998·0,000105)/0,9997+(0,9991·0,00015)/0,9990 + +(0,9974·0,00045)/0,9970+(0,9981·0,001015)/0,9971+(0,9986·0,00022)/0,9989+
+(0,9988·0,000595)/0,9983+(0,9998·0,000105)/0,9997]}=0, 9897 · 0,9880=0,9778
Полученное заносим в таблицу 12.1
7. Выводы:
В результате проведенных анализов и расчетов спрогнозированы показатели безотказности работы дизеля, за установленную наработку, для режимов:
- запуск - Рзап(li) = 0,9986;
- рабочий - Рраб (li ) = 0,9890;
- остановка (торможение) – Рторм (li )= 0,9871 и
- дизель в целом – Р (lз ) = 0,9778.
Список литературы
1. Кузнецов Е. С., Болдин А. П, Власов В. М. и др. Техническая эксплуатация автомобилей. Под. ред. Кузнецова Е. С. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Наука, 2001. – 535 с.
2. Решетов Д. Н., Иванов А. С., Фадеев В. З. Надежность машин. – М.: Высшая школа, 1988. – 238 с.
3. Керимов Ф. Ю. Теоретические основы сбора и обработки информации о надежности машин. Учебное пособие. – М.: МАДИ, 1979. – 135. с.
4. Надежность в технике. Термины и определения. ГОСТ 27.002-83. – М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1983. – 30 с.
5. Спичкин Г. В., Третьяков А. М., Либин Б. Л. Диагностирование технического состояния автомобилей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Высшая школа, 1983. – 368 с.
6.Труханов В. М. Методы обеспечения надежности изделий машиностроения – М.; Машиностроение, 1995. 304 с.
7. МУ. Надежность в технике. Методы оценки показателей надежности по экспериментальным данным. РД 50 - 690 – 89. - М.: Государственный комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам, 1990. – 131 с.
8. ГОСТ 27.301 – 83 Надежность в технике. Прогнозирование надежности изделий при проектировании. Общие требования. – М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 40с
Геннадий Григорьевич Меньшенин
ПРАКТИКУМ ПО ОСНОВАМ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ И ДИАГНОСТИКИ
Часть III
Учебное пособие
Редактор _____________________
Темплан 2007г., поз№_______
Лицензия ИД № 04790 от 18.05.01г.
Подписано в печать ______________. Формат 60×84 (1/16)
Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,67
Уч.-изд. л.2,76. Тираж 300_. Заказ _____
Волгоградский государственный технический университет
400131 Волгоград, просп. им В. И. Ленина, 28
РПК «Политехник» Волгоградского государственного технического университета
400131 Волгоград, ул. Советская, 35
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.