Санкт-Петербургская Государственная Художественно-Промышленная Академия имени А. Л. Штиглица
Кафедра искусствоведения и культурологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
«КАРЛ ФАБЕРЖЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»
Выполнила студентка I курса
Кафедры Искусствоведения и
Культорологии
Научный руководитель
Доцент кафедры, кандидат
Наук
Санкт-Петербург
2012
План.
1.План
2.Введенье
3.Глава 1
4.Глава 2
5.Заключение
6.Словарь терминов
7.Список иллюстраций
8.Список источников
Введенье.
Фаберже – это не просто ювелир, не просто фирма. Как пишет Лилия Кузнецова во вступлении к своей книге «Петербургские ювелиры. Век восемнадцатый, бриллиантовый…», не имеющей, конечно, прямого отношения к Фаберже: «не секрет, что когда ныне речь заходит о ювелирах, то все обычно вспоминают о знаменитых на весь мир императорских пасхальных яйцах и с уст невольно срывается имя Фаберже». Дом Фаберже – синоним качества, хорошего вкуса и заоблачных цен. Его продукция становится все популярнее среди коллекционеров. Эта тема тем более интересна, что она вызывает споры среди моралистов: имеет ли право на существование «искусство для избранных», недоступное широким массам. Не секрет, что богатейшие коллекционеры и наиболее компетентные специалисты ставят произведения Дома Фаберже выше изделий других знаменитых ювелирных домов того же периода, среди которых в первую очередь следует назвать Кортье и Тиффани.
Интерес к Фаберже подогревает мистический ореол вокруг личности последнего российского императора, Николая II, который был главным его заказчиком. Это чувствовали и американские коллекционеры середины прошлого века, готовые платить огромные деньги за обладание этими сокровищами, чувствуют и обычные люди, особенно здесь, в России, где многим кажется, что связь с собственной историей во многом потеряна.
Элитарность искусства Фаберже, как и тесная связь ювелира с императорской фамилией, вызвало то, что в течение почти семидесяти лет в нашей стране оно фактически игнорировалось. В Советскую эпоху Фаберже был тайной. Во время перестройки (в мае 1987) фирмой Фаберже стал интересоваться Валентин Скурлов. В 1990 он обнаружил рукопись главного художника фирмы Фаберже Франца Петровича Бирнаума. Но выдержки из Бирмаума первой стала публиковать М. Лопато. Из зарубежных исследователей Фаберже в первую очередь следует назвать Геза фон Габсбург.
В данной работе будет рассмотрено творчество Дома Фаберже в его связи с контекстом эпохи, история фирмы Фаберже, а также характерные особенности ее продукции, отличающие Фаберже от других известных ювелирных домов Европы того периода. Хочется еще раз подчеркнуть – что история Дома Фаберже – интересный пример превращения семейного дела в международную компанию, что стало возможно не только благодаря личным качествам Карла Густовича как бизнесмена и как деятеля искусства, но и условиям времени, когда в России происходило быстрое развитие капитализма.
Данная работа делится на две главы, первая глава состоит из двух параграфов, в первом из них рассматривается сама эпоха и ее характерные культурные особенности, во втором – история фирмы Фаберже. Вторая глава посвящена самим произведениям Фаберже и их отличительным особенностям, третий ее параграф представляет собой приблизительной обзор дальнейшего пути изделий дома Фаберже.
О Фаберже писали многие исследователи – Г. фон Габсбург, В. Скурлов, Смородинова, М. Лопато, Т. Мунтян и другие. В данной работе я пользовалась книгой Дж. Буфа «Фаберже», книга содержит много важных сведений, донесенных весьма подробно, и прекрасно проиллюстрирована, хотя, на мой взгляд, деление ее на главы не совсем логично и не очень удобно для работающего с ней читателя. Также я активно использовала различные статьи, собранные в каталоге «Фаберже – придворный ювелир». Достоинство этого каталога – там собраны авторы с различными специализациями, каждый из которых освещает какой-то наиболее изученный им вопрос. А. Кеннет Сноуман в своей статье «Фаберже и наше время» подчеркивает, что с чисто технической точки зрения, работы Фаберже – вершина, достигнутая золотых дел мастерами, камнерезами, ювелирами и мастерами эмали за всю историю этого искусства. Вместе с тем он критикует Фаберже за элемент китча. Очень полезна статья К. Айкен о техническом исполнение произведений Фаберже.
Прекрасная статья о фирме Фаберже содержится в книге М. Н. Лопато «Ювелиры старого Петербурга». Она пишет довольно сжато, четко, коротко говоря, по делу.
Несмотря на большое количество хорошей литературы о Фаберже, эта тема далеко не исчерпана. Нетрудно заметить, что в разных источниках имеются некоторые расхождения – по датировкам, биографическим фактам, транскрипциям. Фамилия одного из заказчиков Фаберже пишется то как «Кельш», то как «Кельх», то как «Келч». Просто удивительно, как в разных источниках не указано современное местонахождение приведенных на иллюстрациях предметов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.