«Петушок» (1900 г.) – 620 000 швейцарских франков
1979 год. М. Форбс покупает у фирмы Wartski, Лондон, два пасхальных яйца императорской серии, «Коронационное» (1893 г.) и «Ландыши» (1898 г.) – за 2,16 миллиона долларов.
Аукцион Сотби, Нью-Йорк, 11 июня 1985 г.:
«Петушок» (1900 г.) – 1,76 миллиона долларов
1986 год. Форбс приобретает в частном порядке «Бутон розы» (1895 г.)
Аукцион Сотби, Нью-Йорк, 10 июня 1992 г.:
«Атрибуты любви» (1907 г.) – 3,19 миллиона долларов
Заключение.
Фирма Фаберже, существовавшая с 1842 по 1918 годы, стала поистине уникальным явлением в русской культуре, которая не может похвастаться большим количеством культовых брендов в области декоративно-прикладного искусства. Если можно считать критерием оценки произведений искусства денежный эквивалент, то изделия Фаберже превосходят изделия других культовых ювелирных домов того же времени, среди которых были не менее известные, такие как Картье. Сегодня они являются предметом мечтаний многих коллекционеров и источником «вдохновения» для мастеров подделки.
Однако среди специалистов не сложилось единого мнения относительно Фаберже. Одни видят в изделиях фирмы торжество хорошего вкуса, изящества, другие находят в них элемент китча и неприкрытой демонстрации богатства клиента. Но и те и другие подчеркивают, что с технической точки зрения вся продукция фирмы Фаберже была безупречна. Невероятная тщательность изготовления, точность, незаметность технических деталей как нельзя лучше соответствовала назначению его произведений как статусных предметов или дипломатических даров.
Поистине удивительно, что такое крупное предприятие никогда не создавало одинаковых вещей, не занималось, как теперь говорят, дизайном. Возможно, это тоже повлияло на особое отношение историков искусств и коллекционеров к произведениям Фаберже.
К сожалению, в массовом сознании имя Фаберже ассоциируется обычно с пасхальными яйцами. Эти произведения действительно очень интересны и необычны, но не менее примечательны и другие типы его произведений - портсигары, фигурки животных и особенно цветы, плохо известные широкой общественности.
Возникновение такого предприятия как фирма Фаберже было обусловлено разными обстоятельствами – традиции, согласно которой в России работали вместе лучшие иностранные и отечественные специалисты, бурным развитием капиталистических отношений в описанный период, наличием заказчиков, имевших достаточные средства и художественный вкус, чтобы оценить подобные изделия и иметь возможность их приобрести.
С некоторой долей обобщения можно сказать, что фирма Фаберже разделила судьбу Российской Империи этого времени. После активного подъема и развития в конце XIX – начале XX произошла революция, отменившая результаты последних наработок, которые вдруг стали ненужными. Те, кто не вписывался в новую парадигму, вынуждены были покинуть страну или погибнуть, при этом прекратили свое существование многие общественные и культурные явления. Практически невозможно представить себе нечто похожее на искусство Фаберже не то что в Советской – в современной России.
Словарь терминов.
Каст – оправа камня. Слово происходит от немецкого «Kasten, m» - «ящик», ибо камень располагается как бы в облегающем его ящичке. Размеры каста, как и форма, а также конструкция и техника исполнения, зависят от закрепленного в нем камня.
По принципу удержания камня касты делятся на два типа: глухие и крапановые. В глухих кастах камень обжимается сплошными стенками по всему периметру, а в крапановых – отдельными стойками-«крапанами», вырезанными в стенках каста или напаянными на него.
Нацвет – легкая примесь какого-либо иного цвета или оттенка к основной окраске камня.
Огранка: 1. Процесс обработки камня для придания ему формы выпуклого многогранника с определенным числом граней различных очертаний и размеров; 2. Форма, приобретенная камнем после обработки.
Ограненные камни подразделяются по форме и типу огранки. По форме огранки они делятся на круглые, овальные, маркизы (челночок), каре (квадратные), прямоугольники (зачастую с острыми или срезанными углами), груши (панделок), капли (бриолет), ромбы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.