Нельзя не заметить, что пока популярность Фаберже росла, труды других ювелиров забывались, оставаясь известными лишь узкому кругу специалистов. Среди его самых известных соперников были такие мастера, как Овчинников, чье искусство было признанным, а многие его произведения являются великолепным образчиком клаузоне – перегородчатой эмали в русском стиле; Карл Хан, также получавший заказы императорского двора, создатель нескольких прекрасных шедевров, в том числе замечательной диадемы виде кокошника, традиционного русского убора замужних женщин, украшенной жемчугами и алмазами, которая венчала царицу Александру Федоровну на коронации в 1896 году; Тилландр, сделавший в стиле Фаберже и Болина несколько миниатюрных вещиц, также выполнял заказы двора; и «Английский магазин» де Николса и Плинке, ведущих мастеров серебряных дел [16].
Стилю Фаберже свойственно бесконечное разнообразие различных веяний, что совсем не удивительно, учитывая его стаж оформителя. Он не похож на своих современников: ему свойственна меньшая консервативность и одновременно с ней большая сдержанность и скромность.
Когда Фаберже в 1870 году взял на себя руководство семейным предприятием, [16] российские ювелиры создавали тяжеловесные, витиеватые произведения, что соответствовало общему стилю ювелирного искусства многих европейских стран. Выпускались вещи, призванные показать богатство владельца за счет использованного материала.
Карл Фаберже и его брат Агафон решили отказаться от этих принципов, руководствуясь соображениями, что стоимость произведения должна определяться не собственно ценой материала, а художественностью оформления. Стиль Фаберже был в основном эклектичным, в его произведениях заметно влияние разных исторических периодов. Возможно, что сильнее всего повлияло на него то время, которое он провел в Дрездене, и его близкое знакомство с Коллекцией Зеленых Сводов, среди множества экспонатов которой хранились саксонские драгоценности, украшенные резьбой, и прекрасные образцы эмалировки эпохи Возрождения, а также шедевры искусства XVIII столетия. Самое большое влияние на творчество Фаберже оказала его историческая родина, Франция, особенно Франция XVIII века. Фаберже воспроизводит технику, применявшуюся в то время, главным образом, метод гильошированного эмалирования, когда эмаль тонким, прозрачным слоем кладут на эмалированную поверхность. Это очень дорогой и долгий процесс, дающий прекрасный эффект, особенно для глубоких цветов.
Старорусский стиль также оказал серьезное влияние на его творчество, что особенно заметно в произведениях из серебра. В конце века его привлекли идеи школы Нового Искусства, движения, которое выступало против повторения и следования идеям прошлого и считало источником вдохновения природу. Он редко обращался к абстрактным темам, хотя некоторые работы, созданные в Москве, отражают эти новые идеи.
К теме природы он обращался, чтобы показать ее красоту, главным образом, при создании великолепной серии цветов из драгоценных камней и дорогих материалов. Это изумительные копии простых полевых цветов, таких как лилии и васильки. Это замечательные художественные произведения, передающие [16] всю природную красоту этих цветов за счет искусной огранки алмазов-росинок и утонченного изящества хрупких золотых стебельков.
В этой серии цветов ощущаются мотивы Дальнего Востока. Действительно, японское искусство играло важную роль в движении Нового Искусства. Японские мотивы заметны также и в вырезанных из камня фигурках животных, которые делались в мастерских Фаберже в стиле нэцкэ. Фаберже обладал большой – более пятисот экземпляров – коллекцией японских нэцкэ, выполненных в виде поясных брелоков и пряжек, многие из которых были сделаны из слоновой кости.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.