(2 октября 1862 г., Таммисаари – 14 марта 1923 г., Кивиннаппа) Зарегистрировался в СПб в 1878 г. как подмастерье, работающий по золоту; с 1884 г. подмастерье у Михаила Перхина, позднее – его помощник, а с 1903 г. – главный мастер Фаберже. Обучил делу своего сына, Генрика Вильгельма (1889 – 1934), который работал с ним до 1914 г.; после Октябрьской революции вернулся в Финляндию. Специалист по произведениям ювелирного искусства в стиле Людовика XVI; в период между 1903 и 1917 гг. он отвечал за изготовление пасхальных яиц по заказу Николая II. Большинство фигурок животных из камня, цветочных композиций и статуэток имеют его клейма.
Для изделий дома Фаберже характерны точный взгляд и чутье художника. Лучшие работы в Европе, выполненные в стиле модерн, - это работы, исполненные в мастерских фирмы Фаберже. Нет ни одного эскиза проекта изделия или законченной работы, вышедшей из-под рук Карла Фаберже.
Когда в России разразилась революция, магазины Фаберже оставались открытыми, их закрывали лишь на некоторое время. Полтора года семья Фаберже жила при революционном режиме. После революции исчезла сама возможность существования таких организаций, как фирма Фаберже. Дом Фаберже закрылся в ноябре 1918 года. Карл Фаберже эмигрирует на Запад с помощью британского посольства. В начале он попал в Ригу, которая в то время стала столицей Латвии. Затем, когда большевики напали на этот город, он с большим трудом бежал с некоторыми друзьями в Германию. Далее, по воспоминаниям Евгения Фаберже, когда и там началась революция, он был вынужден бежать сначала во Франкфурт-на-Майне, затем в Хомбург и, наконец, в Висбаден. Нетрудно понять (Е. Ф.), что все эти переезды и нервная жизнь начали подрывать его здоровье, ведь в то время ему было уже 74 года. В Визбадене он заболел, хотя раньше в России он всегда отличался очень хорошим здоровьем. В июне 1920 года его перевезли в Лозанну. Он часто повторял: «Такая жизнь – это уже не жизнь, когда я не могу работать и приносить пользу. Так жить – нет смысла». Он скончался 24 сентября. С его смертью заканчивается «эра Фаберже». Его сыновья Александр и Евгений пытаются восстановить славу дома, однако все, что производилось в Париже, было повторением созданного в России. Фирма в Париже работала по обработке твердого камня, выпускала фигурки животных, но фирма была вынуждена сократить производство. Двое внуков Фаберже, Тео и Игорь, работали дизайнерами в ювелирных домах Женевы.
Глава 2.
Параграф 1. Стиль и методики Фаберже.
Когда речь заходит о Фаберже, неизменно поднимается вопрос, следует ли считать ювелира художником. Наше время ввело понятие художника-прикладника, но еще недавно ювелир воспринимался как ремесленник. Сам Карл Густавович уверенно считал себя художником. Все фабержеведы так или иначе соприкасаются с этим вопросом. Фаберже был создателем и организатором большого предприятия, которое выпускало тысячи произведений, носивших имя Фаберже, но сделанных не им, и нет ни одного предмета, о котором можно с уверенностью сказать, что он или его рисунок сделаны рукою самого Фаберже. Однако все, что мы имеем – из первых рук, от его коллег и членов семьи, - показывает, как он вникал во все и каким-то образом сделал возможным создание такого большого количества произведений искусства, каждое из которых выражает его неповторимый, легко узнаваемый стиль.
По воспоминаниям Бэйнбриджа и других людей, Фаберже был очень сдержанным человеком, но в интервью, данном российскому журналу «Столица и усадьба» в январе 1914 года, он ясно выразил собственную позицию относительно своего места в искусстве.
«В самом деле, если сравнивать мои произведения с подобными произведениями Тиффани и Картье, вы, безусловно, найдете, что стоимость их вещей выше моих. Вы вполне можете найти у них колье за полтора миллиона рублей. Ну, конечно, эти люди коммерсанты, а не художники-ювелиры. Меня же дорогие вещи мало интересуют, если их стоимость заключена в алмазах и жемчугах».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.