Исследование работы и эксплуатационных характеристик дистанционных компасов, страница 7

-  из оценки точности общего состояния прибора;

-  из оценки текущих составляющих его инструментальной погрешности и приведения их значений в соответствие с требованиями технической документации на прибор;

-   из работ, направленных на снижение влияния судового железа на показания компаса.

Основную нагрузку по обслуживанию МК берут на себя береговые специалисты Однако, судовые специалисты должны:

-  периодически определять поправку компаса и степень соответствия данных таблицы остаточной девиации реальным их значениям;

-  при возникновении больших ошибок компаса определить причины, обусловившие их появление, и при наличии технической возможности, устранить дефекты;

-  в длительных рейсах, не реже одного раза в два - три месяца проводить техническую проверку компаса, содержание которой определяется техническими условиями на прибор.

Оценка технического состояния прибора

Оценка технического состояния прибора предусматривает:

-  проведение внешнего осмотра прибора,

-  проверку технического состояния котелка МК;

-  проверку качества работы дистанционных систем передачи информации;

-  проверку устройств для регистрации (записи) информации получаемой с МК с единой курсовой системы, включающей в себя МК.

 Внешний осмотр прибора

Для оценки общего состояния прибора необходимо прежде всего провести его внешний осмотр. Осмотр следует начать с места, где он установлен. Вблизи компаса не должны находиться посторонние предметы особенно способные повлиять на его показания После этого следует осмотреть сам компас и устранить имеющуюся коррозию очистить его от грязи и отложившейся соли. Проверить состояние и крепление девиационных магнитов, разъемов и регуляторов электропитания элементов оптической системы дистанционной передачи. Проверить освещение прибора

Проверка технического состояния котелка. МК

Компасный котелок и пеленгатор должны удовлетворять требованиям нормативных документов. В частности:

-  в основной (верхней) камере не должно быть пузырьков воздуха;

-  стекло компасного котелка должно быть чистым;

-  азимутальный круг должен совпадать с горизонтальной плоскостью с точностью до 2°;

-  эксцентриситеты пеленгатора и азимутальной шкалы не должны превышать 0,5 мм;

-  визирная плоскость пеленгатора должна быть перпендикулярна азимутальному кругу и проходить через его середину (центр);

-  отражающая грань призмы глазной мишени должна быть перпендикулярна визирной плоскости пеленгатора;

-  застой чувствительного элемента компаса не должен превышать (3/В)° где В – горизонтальная составляющая индукции магнитного поля выраженная в микротеслах;

-  общая погрешность компасного котелка и пеленгатора не должна превышать 0,5°;

-  нактоуз компаса должен быть выверен.

Рассмотрим методику выполнения отдельных проверок и регулировок, которые можно проводить в судовых условиях.

Приступая к проверке котелка МК следует убедиться в отсутствии в нем пузырьков воздуха, которые могут затруднять съем информации. При их наличии удаление из котелка пузырьков воздуха, как правило, производится путем его поворота вокруг горизонтальной оси и покачивания с тем, чтобы эти пузырьки переместились в специальную полость, из которой они уже не смогут выйти обратно. В том случае, если размеры воздушного пузырька достаточно большие и его не удается удалить, то в котелок следует добавить некоторое количество компасной жидкости. Жидкость доливается с помощью специальной воронки через отверстие, имеющееся в корпусе прибора.

Проверка горизонтальности азимутального круга проводится с помощью пузырькового уровня, который накладывается на стекло котелка вначале параллельно диаметральной плоскости судна, а затем перпендикулярно ей. Если будет обнаружен наклон, необходимо вызвать береговых специалистов, которые устранят его. Устранение наклона обычно производится путем высверливания части балансировочного груза.