- из оценки точности общего состояния прибора;
- из оценки текущих составляющих его инструментальной погрешности и приведения их значений в соответствие с требованиями технической документации на прибор;
- из работ, направленных на снижение влияния судового железа на показания компаса.
Основную нагрузку по обслуживанию МК берут на себя береговые специалисты Однако, судовые специалисты должны:
- периодически определять поправку компаса и степень соответствия данных таблицы остаточной девиации реальным их значениям;
- при возникновении больших ошибок компаса определить причины, обусловившие их появление, и при наличии технической возможности, устранить дефекты;
- в длительных рейсах, не реже одного раза в два - три месяца проводить техническую проверку компаса, содержание которой определяется техническими условиями на прибор.
Оценка технического состояния прибора
Оценка технического состояния прибора предусматривает:
- проведение внешнего осмотра прибора,
- проверку технического состояния котелка МК;
- проверку качества работы дистанционных систем передачи информации;
- проверку устройств для регистрации (записи) информации получаемой с МК с единой курсовой системы, включающей в себя МК.
Внешний осмотр прибора
Для оценки общего состояния прибора необходимо прежде всего провести его внешний осмотр. Осмотр следует начать с места, где он установлен. Вблизи компаса не должны находиться посторонние предметы особенно способные повлиять на его показания После этого следует осмотреть сам компас и устранить имеющуюся коррозию очистить его от грязи и отложившейся соли. Проверить состояние и крепление девиационных магнитов, разъемов и регуляторов электропитания элементов оптической системы дистанционной передачи. Проверить освещение прибора
Проверка технического состояния котелка. МК
Компасный котелок и пеленгатор должны удовлетворять требованиям нормативных документов. В частности:
- в основной (верхней) камере не должно быть пузырьков воздуха;
- стекло компасного котелка должно быть чистым;
- азимутальный круг должен совпадать с горизонтальной плоскостью с точностью до 2°;
- эксцентриситеты пеленгатора и азимутальной шкалы не должны превышать 0,5 мм;
- визирная плоскость пеленгатора должна быть перпендикулярна азимутальному кругу и проходить через его середину (центр);
- отражающая грань призмы глазной мишени должна быть перпендикулярна визирной плоскости пеленгатора;
- застой чувствительного элемента компаса не должен превышать (3/В)° где В – горизонтальная составляющая индукции магнитного поля выраженная в микротеслах;
- общая погрешность компасного котелка и пеленгатора не должна превышать 0,5°;
- нактоуз компаса должен быть выверен.
Рассмотрим методику выполнения отдельных проверок и регулировок, которые можно проводить в судовых условиях.
Приступая к проверке котелка МК следует убедиться в отсутствии в нем пузырьков воздуха, которые могут затруднять съем информации. При их наличии удаление из котелка пузырьков воздуха, как правило, производится путем его поворота вокруг горизонтальной оси и покачивания с тем, чтобы эти пузырьки переместились в специальную полость, из которой они уже не смогут выйти обратно. В том случае, если размеры воздушного пузырька достаточно большие и его не удается удалить, то в котелок следует добавить некоторое количество компасной жидкости. Жидкость доливается с помощью специальной воронки через отверстие, имеющееся в корпусе прибора.
Проверка горизонтальности азимутального круга проводится с помощью пузырькового уровня, который накладывается на стекло котелка вначале параллельно диаметральной плоскости судна, а затем перпендикулярно ей. Если будет обнаружен наклон, необходимо вызвать береговых специалистов, которые устранят его. Устранение наклона обычно производится путем высверливания части балансировочного груза.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.