Но все же искусству свойственно отражать духовные ценности, считая их выше физических проблем и нужд, рекламе же свойственно пропагандировать материальные ценности и делать акцент на первичных потребностях человека. Безусловно, как и во все времена, сегодня рекламная деятельность, в первую очередь, является фактором развития рынка товаров и услуг, но привязывая товар к некоторой ценности и соотнося его с ней, реклама приобретает огромное социокультурное значение. В этих условиях художесвенно-эстетическая составляющая рекламы является ее неотъемлемой частью, а иногда даже становится ведущей.
Таким образом, можно сделать вывод, что создание рекламных материалов построено в большинстве своем на принципах и приемах, применяемых в сфере искусства. Однако реклама не является предметом выбора, в отличие от искусства и потребляется вне зависимости от человеческого желания. Также можно сказать, что с помощью использования эстетических и художественных средств, реклама как бы облагораживает продукт, придавая ему дополнительные качества и смыслы. В этом смысле рекламные сообщения воздействуют на бессознательную сферу массовой аудитории.
Нельзя не отметить, что рекламное сообщение всегда нацелено на определенный сегмент потребителей, и именно они бессознательно воспринимают ее прагматический смысл. Остальная же часть аудитории способна незаинтересованно воспринимать рекламу и извлекать из нее совершенно другие смыслы, получать от нее «эстетическое наслаждение», в том случае, если рекламное сообщение будет отвечать их художественно-эстетическим потребностям. Фестивали и конкурсы высокохудожетсвенной рекламы, такие как «Каннские львы» (Cannes Lions), «Клио» (Clio), «Саммит-эвордс» (Summit Awards), «Эпика» (Epika Awards), «Зо-лотой барабан» (Golden Drum), Лондонский международный фестиваль рекламы могут косвенно подтверждать данный тезис.
Подводя итоги, можно сказать, что реклама, несомненно, является противоречивым социокультурным и эстетическим феноменом, неотъемлемой частью массовой культуры, воспроизводящей определенные смыслы и ценности, но вопрос ее принадлежности к искусству является весьма спорным.
.
2.2. Отражение общественных ценностей в рекламе
В современном социокультурном пространстве реклама занимает одно из главных смыслообразующих факторов. Наряду с искусством, традициями рекламный дискурс способен транслировать и создавать культурные и социальные приоритеты и предпочтения, к которым стремится большинство индивидов в современном социуме. М. Маклюэн говорил, что реклама – это спрессованный образ современности [Маклюэн 2003: 190]. В настоящий момент именно реклама способствует формированию образа современного успешного человека. Например, еще совсем недавно в рекламе преобладали образы героев производства – шахтеры, сталевары, трактористы, сегодня на смену им пришли – финансисты, звезды шоу-бизнеса, спорта и кино. Рекламная сфера очень чутко и быстро реагирует на все тенденции и новомодные идеи, она транслирует их в своих рекламных сообщениях и отражает происходящее в реальном мире.
Для получения нужного эффекта от рекламной кампании реклама формирует определенное семиотическое пространство с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.
Очень важное место для рекламных сообщений занимает обращение к иррациональному, к эмоциям и чувствам человека. Так, например, реклама может обращаться к сюжетам истории. Обращение к исторической памяти народа обосновывается множеством причин. Прежде всего, многие исторические факты известны большинству населения той или страны, поэтому достаточно лишь примерно обозначить основные моменты и сознание рекламопотребителя сможет активизировать целый набор социокультурных ассоциаций, эмоций, которые могут иметь ностальгический характер, поэтому носят позитивную коннотацию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.