Реклама: социокультурный аспект. Способы и инструменты воздействия рекламы, страница 5

Реклама сразу влияет и на отдельного индивида, и на общество в целом в нескольких направлениях:

Социализация – процесс внедрения знаний и представлений в сознание о ценностях, нормах, стереотипах и т.п. С помощью рекламы человек способен адаптироваться к жизни в современном обществе. Происходит трансляция социокультурных и материальных возможностей, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей и достижения целей.

Прогресс. Внедряя в человеческое сознание новую информацию о совершенствовании, реклама ускоряет процесс создания нововведений различного характера, например, персональных компьютеров, систем здорового питания, систем очистки воды, воздуха и др.

Воздействие на интеграцию общества. Трансляция обществу образов, норм, реклама формирует общие, ценности, стереотипы. Стереотип – устоявшийся, упрощённый образ какого-нибудь объекта или же явления. Ориентируясь на уже создавшуюся «картинку» в голове, созданную сознанием, человек даёт оценку какому-либо объекту реальности. С помощью стереотипов формируются привычки или стандартизированные схемы поведения человека в обществе. Реклама способствует типизации сознания людей, предоставляя им одинаковые модели.

Общество дифференцировано на малые и большие группы, представляющие сложную систему. Они определяют развитие успешного общества, потому как источником развития является противоречие между отдельными частями и единым целым. Реклама дифференцирует общество, т.к. действует не на само общество, а на отдельные его элементы. При этом реклама не делает информацию о моделях в отдельных группах общества закрытой, а наоборот, открывает её всем слоям общества, размещая предложения в СМИ.

Реклама обеспечивает рост прибыли, способствуя увеличению и ускорению товарооборота на разных этапах, а также увеличивает конкуренцию, что приводит улучшению качества, модификации и снижению цен на продукцию.

Реклама появляется там, где есть возможность сделать выбор любого варианта из нескольких альтернативных, что способствует становлению общества с гражданскими правами.

Реклама оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на общество:

·  Маркетинговый (экономическая) – обеспечивает связь потребителя с производителем, увеличивает товарооборот, управляет спросом, формирует предпочтения у потребителя, а также меркантильность и вещизм.

·  Политическая – информирует о деятельности кандидатов, порождает недобросовестную конкуренцию, смещает вопросы этики и корректности в политической борьбе на второй план.

·  Информационно-коммуникативная – определяет общие традиции использования товаров и услуг, осуществляет обмен культурными ценностями на международных рынках, игнорирует исторический и социокультурный аспекты, искажает информацию о национальных особенностях.

·  Воспитательная – определяет нормы и модели поведения, продвигает положительные и отрицательные стереотипы, способствует социальной деятельности, способствует ориентации при реализации социальных ролей, привлекает внимание к различным проблемам, дифференцирует общество, разжигая внутри него конфликты.

·  Социокультурная – формирует представления о ценностях разных культур, создает массовую культуру, заменяет духовный смысл на материальный, демократизирует элитарную культуру.

·  Психологическая – закрепляет правильность выбора, способствует созданию психологической напряженности при желании недоступной вещи, делает покупку товара мотивом деятельности человека.

·  Идеологическая – заставляет интересоваться различными сферами жизни, создает культ молодости, красоты и здоровья, внедряет западную идеологию, определяет консьюмеристское потребительское сознание.

·  Функция внушения – создаёт скрытое внушение, действует на психику и побуждает к целенаправленному действию.

·  Адаптационная – популяризует досуговые развлечения для отдыха от труда, устраняет ощущение неудовлетворённости, создаёт нереальную картину мира, понижает критическое мышление, способствует уходу от ответственности.