Обмен веществ и энергии. Физиология рационального питания. Методы исследования основного и рабочего обмена (Учебно-методическое пособие к занятию), страница 2

9.4. Исполнительные механизмы функциональной системы:

·  Источники тепла в организме: первичное тепло – тепло окислительных реакций и вторичное тепло. Роль экзогенного тепла в нагревании тела.

·  Механизмы регуляторной теплопродукции:

v Несократительный термогенез (активацию обмена веществ в мышцах, печени, бурой жировой ткани; специфически динамическое действие пищи).

v Сократительный термогенез (произвольную активность мышц, терморегуляционный тонус, холодовая мышечная дрожь).

·  Регуляцию образования тепла: роль соматических и симпатических влияний, значение адреналина и тироксина.

9.5. Характеристику процессов теплоотдачи:

·  Роль испарения в отдаче тепла. Механизмы потоотделения. Значение тепловой одышки. Факторы, определяющие интенсивность испарения.

·  Механизмы отдачи тепла за счет теплопроведения, теплоизлучения,  конвекции. Факторы, усиливающие сухие способы отдачи тепла.

·  Регуляцию теплоотдачи за счет изменения тонуса кожных сосудов, деятельности потовых желез, частоты дыхания. Роль гемодинамического перераспределения крови в регуляции отдачи тепла.

10. Поведенческие терморегуляторные реакции.

11. Динамику работы функциональной системы терморегуляции в различных условиях. Возрастные особенности терморегуляции.

12. Методы термометрии, термовизиографии, их значение в стоматологии. Методы исследования потоотделения.

 Уметь:

1. Формулировать ответы на теоретические вопросы занятия.

2. Характеризовать основные принципы методов определения идеального веса, основного обмена (определение должного основного обмена по таблицам, отклонений основного обмена по формуле Рида, прямой и непрямой калориметрии).

3. Оценивать пищевой рацион с учётом калорийной и биологической ценности различных  питательных веществ.

4.Проводить термометрию.

5. Рисовать схему ФУС терморегуляции.

6. Использовать теоретические знания по теме при решении ситуационных задач и тестовых заданий, для объяснения результатов исследований.

При подготовке к занятию рекомендуется выполнить письменно:

1. Перечислите методы исследования энергозатрат человека. Используя  метод непрямой калориметрии, определите уровень основного обмена у мужчины 27 лет (его масса 60 кг, рост 161см), если его минутный объем дыхания (МОД) равен 6 л, в выдыхаемом воздухе содержится 16 % кислорода и 3,7 % углекислого газа (вдыхаемый воздух содержит 21 % кислорода и 0,03 % углекислого газа).

При решении задачи используйте следующий алгоритм:

- Определите количество поглощенного кислорода в %, зная его содержание во вдыхаемом  и выдыхаемом воздухе;

- Определите % выделенного углекислого газа, зная его содержание во вдыхаемом  и выдыхаемом воздухе;

- Рассчитайте дыхательный коэффициент (ДК).

- Найдите калорический эквивалент кислорода по таблице  (см. «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, т.II, С. 114).

- Рассчитайте объем поглощенного кислорода (Х) в л/мин (мл/мин) из соотношения

МОД в л/мин  -   100%

Х  в л/мин   -   % поглощённого О2

- Рассчитайте энергозатраты испытуемого за 1 минуту (Х), используя данные о калорическом эквиваленте кислорода (КЭК) и объеме поглощенного кислорода (ОПК):

КЭК в ккал – 1л кислорода

Х – ОПК в л/мин

- Рассчитайте уровень основного обмена в сутки. Сравните реальный основной обмен испытуемого с должным. Определите должный основной обмен испытуемого, исходя из расчёта 1 ккал на 1 кг массы в час (среднее значение основного обмена для мужчин).

2. Определите свой должный (идеальный) вес.

Идеальным называется вес, который статически достоверно сочетается с наибольшей продолжительностью жизни людей и, следовательно, характеризует условия питания и обмена веществ в организме.

·  Формула Брока-Бугша:

ИВ (кг) = рост в см – 100, если рост от 155 до 165 см

ИВ (кг) = рост в см – 105, если рост от 166 до 175 см

ИВ (кг) = рост в см – 110, если рост 176 см и выше