Обмен веществ и энергии. Физиология рационального питания. Методы исследования основного и рабочего обмена (Учебно-методическое пособие к занятию), страница 10

Решение: А. Основной обмен – это минимальные энергозатраты человека в стандартных условиях (у бодрствующего человека, утром, натощак, в положении лежа, в состоянии физического и психического покоя, при температуре комфорта). Б. При действии холода активируются механизмы химической терморегуляции, направленные на образование в организме дополнительного тепла, необходимого для сохранения температурного показателя в пределах нормы. Дополнительное тепло в этих условиях организм получает за счет: а) увеличения тонуса скелетных мышц, формирования мышечной дрожи, активации произвольных движений; усиления процессов окисления в клетках. Следовательно, реакции терморегуляции увеличивают интенсивность обмена и затраты энергии уже не будут минимальные. В таких условиях основной обмен определить невозможно, показатели будут выше реального основного обмена. В. При повышенной концентрации СО2 в атмосферном воздухе уровень углекислого газа в альвеолярном воздухе и в крови увеличится. Гиперкапния и ацидоз будут стимулировать периферические и центральные хеморецепторы, сигналы от которых через чувствительные пути будут стимулировать нейроны дыхательного центра, в результате чего усилится работа дыхательных мышц и дыхание станет более частым и глубоким. Все это приведет к повышению интенсивности обмена веществ.

4. В пищевом рационе студента содержание питательных веществ составило: белков – 13 % (из них 55 % животного происхождения), жиров – 33 % (из них 10 % растительных масел), углеводов – 54 % (из них 50 % крахмал, 40 % легкоусвояемых углеводы, 10 % клетчатка и пектины). Соотношение кальция, фосфора и магния составило соответственно 1:1,5:0,5. Соответствует ли этот рацион принципам рационального питания?

Решение: А. Процентное соотношение белков, жиров и углеводов (13 %, 33 %, 54 %) выбрано верно. Содержание в рационе жиров животного происхождения (55 %) соответствует норме. В то же время растительных жиров в пище недостаточно (должно быть не менее 30 %). Также мало содержится крахмала (нужно 75 - 80 %), но много легкоусвояемых углеводов (в норме 15 – 20 %) и клетчатки и пектинов (в норме 5 %). Б. Соотношение кальция, фосфора и магния соответствует норме. В. В данном пищевом рационе не указано содержание хлорида натрия, количество микроэлементов и витаминов.

5. С какой целью при искусственной гипотермии человеку вводят миорелаксанты и ганглиоблокаторы?

Решение: А. При охлаждении человека активируются холодовые рецепторы, сигналы от которых стимулируют центр теплопродукции гипоталамуса что включает механизмы химической терморегуляции и образование тепла в организме увеличивается. Б. При этом через двигательные центры ствола мозга активируются соматические центры передних рогов спинного мозга, что приводит к появлению холодовой дрожи. Холодовая дрожь, увеличивая теплопродукцию, не позволяет создать гипотермию. Применение миорелаксантов препятствует сокращению скелетных мышц, так как они блокируют проведение возбуждения в нервно-мышечных синапсах. Деполяризующие миорелаксанты вызывают длительную деполяризацию и абсолютную рефрактерность постсинаптической мембраны (эти препараты действуют также, как ацетилхолин, но не разрушаются ацетихолинэстеразой). Недеполяризующие миорелаксанты блокируют никотиновые холинорецепторы постсинаптической мембраны, и ацетилхолин не действует на постсинаптическую мембрану. В. Активация симпатической нервной системы при действии холода приводит к усилению интенсивности обмена в клетках. Это влияние реализуется и через медиатор норадреналин в окончаниях симпатических нервов, и через гормон мозгового слоя надпочечников адреналин. Ганлиоблокаторы препятстуют передаче возбуждения с преганглионарных окончаний на постганглионарные нейроны в двигательных звеньях вегетативных рефлекторных дуг и исключают действие симпатических рефлексов. В результате облегчается создание гипотермии.

6. Температура воздуха 380С. Объясните, как раздетому человеку легче переносить жару: а) находясь в воде при той же температуре или завернувшись в мокрую простыню; б) лежа или стоя.