Структура ролевой игры. Мотивы игровой деятельности. Классификация игр, страница 9

Игры, развивающие органы чувств, связаны с получением зрительных, звуковых, тактильных впечатлений от окружающих предметов. Ударяя ложкой по разным предметам, ребенок упражняется в акустических восприятиях.

Игры с предметами нацелены не на собственное тело, а на объекты, находящиеся вне его. Руки и ноги ребенка становятся в этих играх, по выражению К. Гросса, «орудиями» ребенка, с помощью которых он овладевает предметами. Структура этих игр, как правило, подчинена конкретной цели. В конструктивных играх, равно как и в деструктивных, проявляется познавательный замысел ребенка - проникнуть во внутреннее строение предмета, понять его скрытый механизм. Конструктивные игры имеют преимущественное значение в развитии творчества и фантазии.

Игры, развивающие высшие психические силы, носят самый разнообразный характер и направлены на развитие внимания, памяти, мышления и других психических процессов

Вторая группа - социальные игры - делится К.Гроссом на четыре подгруппы: а) игры в борьбу; б) игры в любовь; в) игры-подражания; г) собственно социальные игры. Все разнообразие «социальных» игр К. Гросс рассматривает по аналогии с поведением молодых животных, которые тренируют поведенческие навыки взаимодействия с себе подобными в борьбе за выживание, подготовке к продолжению рода, элементам научения через наблюдение и подражание. Игра в «дочки-матери», например, понимается К. Гроссом как упражнение в типичных действиях, которые совершает мать по отношению к ребенку.

Ж. Пиаже выделяет три последовательных типа игры: игры-упражнения, символические игры и игры с правилами. В основе игры всех трех типов лежат процессы ассимиляции, т. е. исследование действительности с помощью уже имеющихся сенсо-моторных схем действий. Различие между типами игр состоит в том, что на каждом этапе развития действительность ассимилируется разными схемами. Ж. Пиаже характеризует типы игр с точки зрения развития умственных структур и прямо указывает, что упражнение, символ и правило являются тремя последовательными этапами. Развитие игры определяется совершенствованием мышления ребенка, так как игра, по мнению Ж.Пиаже, есть не что иное, как ассимиляция действительности в соответствии со структурой мысли.

А.В.Запорожец и А.П.Усова предложили свою классификацию игры, связывая активность ребенка с его реальным окружением. А. В. Запорожец подчеркивает, что социальное окружение влияет на процесс возникновения игры, ее содержание, а для возникновения специфически человеческих форм игровой деятельности, к которым относится сюжетно-ролевая игра, ребенку необходимо овладеть некоторыми способами игрового воспроизведения действительности: научиться пользоваться игрушками, приобрести умение разыгрывать известные сюжеты и подчиняться правилам игры. Совместно с А.П.Усовой он разработал классификацию, включающую: игры творческие и их разновидности {игры-драматизации, строительные игры); подвижные игры; дидактические игры.

3.М.Богуславская и Е.О.Смирнова, анализируя игру младших дошкольников, выделяют игры-забавы, игры-роли, игры-задачи и игры-соревнования. В играх-забавах наиболее ярко представлено развлекательное начало, положительные эмоции, защищающие детей от умственных перегрузок. В играх с ролью активизируется воображение детей, развивается творчество и инициатива. В играх-задачах решение предложенной проблемы становится условием игрового общения детей и средством, с помощью которого можно завоевать признание и уважение сверстников. Игры-задачи требуют от ребенка целенаправленной активной умственной деятельности. Побудительным мотивом игр-соревнований является сравнение себя с другими.

В 1960-е гг. в отечественной педагогике высказывались идеи о возможности дифференциации игр в зависимости от инициативы субъекта игровой деятельности, но они не получили должного развития. В современной психологии С.Л.Новоселова предложила рассматривать три класса игр: игры, возникающие по инициативе самих детей, игры по инициативе взрослых и этнические, традиционные игры. К первому классу относятся следующие виды: самодеятельные игры (самодеятельные сюжетные и режиссерские игры, экспериментирование с природными объектами и явлениями, с животными, с игрушками и другими предметами). Эти игры определяются С. Л. Новоселовой как своеобразная практическая форма размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности.