Структура ролевой игры. Мотивы игровой деятельности. Классификация игр, страница 3

Однако воображение ребенка не всевластно над предметами и замещение имеет определенные границы. Приведем пример.

Коля (5 лет 3 мес) и Саша (5 лет 8 мес) играют в машинки. Коля: У меня бензин кончился - поеду на заправку. Саша: Я тоже (выразительно рычит, изображая звук мотора). Коля: Вот заправка - показывает на кубики. Саша: Нет, надо шлангом заправляться, давай лучше прыгалки возьмем.

Главное условие нового использования предмета - его функциональные возможности. Если предметом можно действовать так, как это необходимо по сюжету - ему присваивается новое значение. Формочки могут быть посудой (в них можно что-то класть), кораблями (их можно запускать в плавание), но не подходят для использования в качестве одежды или кровати. Самые лучшие заместители - предметно не оформленный материал (палочки, тряпочки, камушки, веревочки и др.). Отсутствие фиксированных функций позволяет использовать эти материалы в самом широком диапазоне значений. Использование предметов-заместителей способствует формированию знаково-символической функции сознания.

Помимо этого, в игре рождаются новые смыслы действий, действие в игре эволюционирует, меняется, превращается из предметно ориентированного в действие, направленное на другого человека. Открытие человека, «скрытого» внешней стороной действия, - гуманистическое значение игры, выделенное Д.Б.Элькониным.

Г.П.Щедровицкий в методологических замечаниях к структуре ролевой игры анализирует ее как:

1) особое отношение ребенка к окружающему его миру;

2) особую деятельность ребенка, которая вменяется и развертывается как его субъективная деятельность;

3) социально заданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношения к миру);

4) особое содержание усвоения (или усвоенное содержание);

5) деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребенка;

6) социально-педагогическая форма организации всей детской жизни, «детского общества».

Основной теоретической проблемой становится задача объединения разрозненных характеристик в единую структурную модель. Подчеркивая естественно-исторический характер возникновения игры, Г.П.Щедровицкий предлагает свое понимание содержания игры: «Игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей; в этом плане она есть особое педагогическое творение, хотя творцом ее были не отдельные люди, а общество в целом». Игра является этапом в непрерывной цепочке трансляции и усвоения различных видов деятельности, где основным механизмом трансляции от поколения к поколению является обучение. Игра в этом смысле становится одной из форм обучения, т.е. педагогической моделью усвоения видов деятельности. Игра как особый вид деятельности складывается под влиянием внешних условий, частично специально создаваемых воспитателями, частично складывающихся стихийно благодаря случайным внешним обстоятельствам, частично создаваемых самой деятельностью ребенка. Специфика игры состоит в том, что она является одновременно и особым содержанием усвоения определенных образцов, способов и средств деятельности, задаваемых взрослыми, и широким контекстом самых разнообразных содержаний процессов деятельности.

3.1. Сюжетисодержаниеролевойигры

Тема игры задается ее сюжетом т.е. сферой действительности которая моделируется в игре.

Игры, в которых дети принимают на себя роль, называют сюжетными, что подчеркивает наличие некоторых событий, которые постепенно разворачиваются в действиях и приводят к закономерному разрешению ситуации. Сюжет детских игр, как правило, очень прихотлив и не всегда последователен. Дошкольники не представляют себе в деталях, как будут разворачиваться события, и одна игра никогда не повторяет полностью другую. Сюжет строится ребенком, исходя из имеющихся у него знаний, и отражает создаваемую в игре воображаемую ситуацию. Лучше всего дети знакомы с семейными ролями и действиями, связанными с бытовыми ситуациями, - поэтому игры в семью являются неизменно популярными среди старших и младших дошкольников. Часто темой сюжетов становятся понравившийся фильм или мультфильм, где эмоционально и одновременно понятно обозначены действия героев. Такие действия можно проигрывать, дополняя собственными идеями. В играх могут причудливо переплетаться реальные и сказочные сюжеты, но возрастная логика развития сюжетов подчиняется следующей закономерности: бытовые сюжеты дополняются профессиональными, а затем социальными.