Структура ролевой игры. Мотивы игровой деятельности. Классификация игр, страница 8

«Вызов» - это игровые действия детей, связанные с принятием решения действовать, с созданием игровой ситуации нарушения правила или запрета (например, открыть дверь голодному волку или водить автомобиль не по правилам). Нарушение ограничения задает игровую коллизию - открывает герою возможность действовать, проявить себя в плане игры и тем самым изменить себя в реальном плане. Л. И. Эльконинова пишет о том, что нарушение запрета давалось детям трудно, было преградой для продолжения игры, а игровой поиск и пробы смысла действия появлялись тогда, когда ребенок начинал выстраивать ситуацию, включающую ожидание вызова.

Вызов обязательно содержит в себе риск, инициативное действие ребенка, которое вызывает к жизни смысл действия: переживание ситуации и преодоление ее. Вызов содержит в себе столкновение интересов или намерений участников, что естественным образом порождает отклик.

«Отклик на вызов» составляет вторую часть двухтактной структуры сюжета и содержит в себе разрешение противоречий, порожденных нарушением запрета. Отклик является собственно ролевым действием.

Не следует забывать, что все происходящее (вызов и отклик) протекает в мнимой ситуации - «как будто», игра не предполагает наличие конфликта между детьми, но переживания в рамках принятой роли носят реальный характер. Связь между «откликом» и «вызовом» строится через мотивационное переживание и осознание происходящего как реальности.

Отношения между людьми воспроизводятся в игре, по мнению Л.И.Элькониновой, только тогда, когда игра содержит в себе два такта, «где один ряд игровых действий по смыслу представляет собой «вызов», а второй - отклик на него. При этом каждый такт связан со своим семантическим полем; между полями существует пространственно-временная граница. Сюжет строится как переход от первого ко второму такту, от одного времени/пространства к другому.

В игре, как правило, дети стремятся избежать конфликтов, Желая продолжить игру. Полная форма игры возникает не всегда, а отсутствие коллизии и поляризации пространства свидетельствует о редуцированном течении игры. Первый такт замыкается на второй спонтанно, без первоначального планирования, - в этом реальный, действующий механизм образования смысла действия.

5 вопрос. Классификацияигры

Рассуждая о структуре игровой деятельности, нельзя обойти вниманием и проблему классификации игр. На протяжении развития психологии были предложены различные типологии игры, использующие такие основания, как развитие умственных структур; социальная направленность игр; разделение игр, основывающихся на преимущественной активности какой-то одной сферы психики (сенсорные, моторные и т.д.); игры, созданные для детей, и игры, органичные самой природе детской психики. Классификации детских игр опираются на их содержание и воспитательную или развивающую направленность, на уровни развития игры или ее структурные особенности. Проблема классификации игр в настоящее время не получила своего окончательного решения, что связано с большим разнообразием видов игры и фактической невозможностью выбора универсального классификационного основания.

Одну из первых классификаций детских игр предложил П.Ф.Лесгафт, выделявший подвижные игры, игры с правилами и имитационные игры.

К.Гросс все игры рассматривал в виде двух больших групп: индивидуальные игры и социальные игры.

Первая группа выделяется на основании внутреннего импульса к игре, связанного с развитием сил организма («влечения первого порядка» в терминологии К.Гросса). В эту группу входят четыре подгруппы игр: а) игры, развивающие органы движения; б) игры, развивающие органы чувств; в) игры с предметами, где выделяются игры деструктивные и конструктивные; г) игры, развивающие высшие психические силы.

Игры, развивающие органы движения, формируют способность осуществлять перемещения тела в пространстве (бегать, прыгать, скакать и т.д.) и осуществлять различные манипуляции руками. По мнению К. Гросса, упражняясь в играх, ребенок осваивает новые движения, достигает двигательной ловкости, овладевает своим телом и развивает двигательную мощь.