Структура ролевой игры. Мотивы игровой деятельности. Классификация игр, страница 2

Дошкольник встает на позицию разных людей и в пределах одного сюжета видит ситуацию многогранно - со стороны всевозможных ролей. К старшему дошкольному возрасту количество выполняемых ребенком ролей возрастает до 8-10, из которых несколько становятся любимыми.

Ролевое поведение ребенка регулируется правилами, заложенными в самой роли, логически вытекающими из роли и определяющими характер действий. Соблюдение правил осуществляется в ходе саморегуляции, построения поведения в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми ролью к образцу (чтобы изображать маму, надо уметь заботиться о ребенке). Правила отражают общественно одобряемый образец поведения. По мере взросления ребенок варьирует свое поведение в рамках роли и сами правила становятся объектом познания и исследования.

Проигрывание роли происходит с помощью определенных игровых действий, внутренне направленных на взрослого. Игровые действия носят изобразительный характер и относительно свободны от операционально-технической стороны деятельности. Играя роль парикмахера, девочка расчесывает кукле волосы не для того, чтобы добиться оригинальной прически, а чтобы почувствовать себя взрослой, примерить на себя новые отношения с людьми, заданные сюжетом «парикмахер - клиент».

Игровые действия с развитием ролевой игры все больше обобщаются и приобретают условный характер, действие может быть представлено простым наименованием: «Суп сварился», «Как будто уже приехали с работы», «Все, уже полечила». А. В. Запорожец писал: «Особое значение имеют психические изменения, происходящие в игре... которые заключаются не в переходе отдельных действий из материального в идеальный, умственный план, а в формировании у ребенка на основе внешней игровой деятельности самого этого умственного плана, в развитии способности создавать системы обобщенных, типичных образов окружающих предметов и явлений и затем совершать различные их мысленные преобразования, подобные тем, которые совершались реально с материальными объектами».

В игре роль ориентирует ребенка не только на познание взрослого, но и на сверстника, с которым складываются два типа отношений: игровые и реальные. Игровые отношения реализуются в рамках самой роли и связаны с действиями изображаемых персонажей. Игровые отношения моделируются детьми как форма освоения новых сторон социальной действительности, а реальные отношения регулируют ход игры, распределение ролей, разрешение конфликтов.

Привлекательность совместной игры со сверстниками обусловливает готовность ребенка играть даже непривлекательные роли и согласовывать собственные желания с требованиями других участков. Игровая группа складывается в зависимости от личных симпатий, игровых и коммуникативных навыков детей, а также наличия у конкретного ребенка привлекательных игрушек. С возрастом игровые объединения становятся все более устойчивыми  и многочисленными.

Играя, ребенок использует различные предметы - атрибуты игры, игрушки и предметы-заместители. Игровые атрибуты, такие как солдатская фуражка, медицинский чемоданчик, поварской фартук, помогают ребенку взять на себя роль, «почувствовать» образ. Атрибуты являются внешними, материальными носителями роли, которые особенно важны для развития игры в младшем возрасте. Формирующиеся представления о функциях взрослых, позволяют старшим детям принимать на себя роль уже без опоры на атрибуты. Игрушки также способствуют организации игровых действий, кроме того, образная игрушка может быть объектом игровых действий. Особого внимания заслуживают предметы-заместители.

Широкий спектр сюжетов игр и желание моделировать самые разные ситуации приводит к обстоятельствам, когда среди доступных ребенку предметов нет того, который необходим для развертывания сюжета. Есть желание играть в пиратов, но нет корабля, хочется стать поваром, но кто же доверит продукты? Проблема разрешается игровым замещением: ребенок (первоначально с подсказки взрослого) использует для замены одного предмета - другой. Вместо корабля - стулья, а лопатки превращаются в весла, кубики разного цвета прекрасно подойдут для приготовления овощного супа в ведерке, замещающем кастрюлю. Замещение возникает, когда ребенок называет предмет-заместитель в соответствии с его новой функцией, т.е. присваивает ему новое значение.