Структура ролевой игры. Мотивы игровой деятельности. Классификация игр, страница 4

Конечно, сюжеты игр детей не сводятся только к профессиональным или социальным ролям окружающих их взрослых. Дошкольники не только «репетируют» свои будущие социальные роли мамы, папы, учителя и пожарника, но разыгрывают вымышленные ситуации, превращаясь в нереальных персонажей. Старшие дошкольники легко перевоплощаются в пиратов и суперменов, животных, предметы или даже пищу, паря над крышами домов на «супер-турбо-мега-летательных аппаратах» или рыча на всю саванну, как целый прайд львов. С одинаковой живостью они путешествуют в прошлом и будущем, воплощая приключения, которых никогда не было.

Если младшим детям сюжет подсказывает взрослый или попавшаяся на глаза игрушка, то старшие дети самостоятельно выбирают тему игры и планируют основные действия до ее начала. Развивающееся воображение позволяет детям все больше отрываться от конкретных предметов и сам сюжет начинает диктовать выбор игрушек. Можно выделить следующие направления возрастных изменений в игровых сюжетах дошкольников:

-  от бытовых сюжетов к социальным;

-  неустойчивых - к длительным и развернутым;

-  однообразных и одиночных - к сложно переплетающимся и множественным;

-  спонтанных - к планируемым.

Импульс игровой активности придают события окружающего мира. Однако различные сферы действительности обладают неодинаковым стимулирующим воздействием. Так, эмоциональные впечатления и предметная сторона жизни инициируют игровые действия лишь в малой степени. Представления о материальной организации той или иной стороны жизни не становятся импульсом к возникновению ролевой игры, а аффективные впечатления чаще проявляются в продуктивных видах деятельности (лепке, рисовании, конструировании).

Биографии известного детского писателя С. Я. Маршака приписывают следующую историю. Однажды, наблюдая за игрой детей, С.Я.Маршак спросил их: «Во что вы играете?» - «Мы играем в войну», — ответили ребятишки. Маршак возмутился: «Разве можно играть только в войну! Ведь вы же знаете, насколько плоха война; вам нужно играть в мир». — «Хорошая идея», — подхватили дети. Затем наступило молчание, тихое обсуждение и снова пауза. Один из мальчишек подошел и спросил: «Дедушка, а как играть в мир?..»

Исследования Р.И.Жуковской, Т.А.Марковой и Н.В.Королевой показали, что стимулом к возникновению ролевой игры является знакомство детей с отношениями между людьми в рамках какой-либо деятельности, характером взаимодействия, конкретными примерами действий взрослого, направленных на другого человека в контексте его профессиональной или социальной роли.

Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства изучалось в работах Ф. И. Фрадкиной, которая показала переход от повторяющихся по многу раз элементарных действий с одним предметом к последовательности не связанных между собой действий и далее, цепочке связанных по содержанию действий. Первоначально предмет определяет сюжет, поэтому посуда наталкивает детей на игру « в еду», но не в «мытье посуды» или «приготовление обеда», а ванночка - на изображение процесса купания куклы и только (нет ни подготовительного этапа, ни дальнейшего развития сюжета). Усложнение сюжета возникает благодаря включению в игру нескольких предметов, каждый из которых вызывает новое действие. Действия не всегда разворачиваются в логической последовательности и могут повторяться вновь и вновь.

В дошкольном возрасте развитие сюжета подчиняется жизненной логике, стереотипные действия, определяемые предметом через его многообразное использование, приводят ребенка к осознанию логики действий, в центре которых находится человек. Традиционные приемы руководства игрой малышей (сотрудничество, введение в игру новых предметов, наводящие на новое действие вопросы) приводят к развитию сюжетной линии.