Структура ролевой игры. Мотивы игровой деятельности. Классификация игр, страница 11

Языковые игры. Игры со словами также пользуются большой популярностью у детей. Экспериментирование со значениями слов, словообразованием, мелодикой и ритмом речи - естественная траектория речевого развития р раннем и дошкольном возрасте. Юмор, содержащийся в этих играх, находит подкрепление у взрослых, которые с улыбкой принимают подобные развлечения детей.

Ролевые игры и имитация. К этой группе относятся игры, которые, по определению Г. Крайг, состоят в разыгрывании сцен из повседневной жизни, выполнении ролей, копирующих внешность или поведение других людей и объектов. Игры в шофера, няню, летчика не просто копируют поведение взрослых, но содержат элемент фантазии и способствуют освоению новых форм взаимодействия.

Игры с правилами и игры-состязания. В ходе освоения когнитивных навыков дети начинают играть по определенным правилам и преследовать некую игровую цель. Игры-«ходилки», шашки, подвижные игры с правилами (прятки, салки и др.) способствуют развитию эмоциональной устойчивости (уметь выигрывать и проигрывать), способности прогнозировать последствия своих действий и строить эти действия с учетом правил.

В современной американской психологии развития выделяют эволюционирующий и развивающий типы игры. Анализируя игру в разных контекстах, с позиции играющего и с позиции наблюдателя, исследователи относят к эволюционирующему типу ролевые, исследовательские и творческие игры детей, а к развивающему - спортивные игры и игры с правилами.

Известный специалист в области игротерапии К. О'Коннор выделяет четыре группы функций игрового поведения в жизни детей: биологические, внутриличностные, межличностные и социокультурные. Биологические функции игры реализуются в подвижных, сенсорных и исследовательских играх и включают в себя получение тактильной стимуляции, возможность расходовать энергию, приобретение основных навыков, умение различать эмоциональные состояния.

Внутриличностные функции игрового поведения детей направлены на удовлетворение «жажды деятельности» (потребности в активных занятиях), исследование окружающей среды. По мнению О'Коннора, игра, посредством символических действий и удовлетворения желаний, учит ребенка справляться с конфликтами и преодолевать трудные жизненные обстоятельства. Проигрывая травмирующие события, ребенок ищет наиболее удовлетворительные, с точки зрения переживаний, решения.

Межличностные функции игры, по О'Коннору, связаны с процессами сепарации/индивидуации (отделения от первичного объекта, заботящегося о нем, выстраивание своих границ). В раннем возрасте эти задачи решаются в таких играх, как «прятки», «догонялки», «ку-ку». В дошкольном возрасте - в играх, направленных на освоение социальных навыков (умение сотрудничать, соблюдать очередность, делиться игрушками, мыслями и переживаниями).

Наконец, социокультурная функция игры реализуется в ролевых играх, благодаря которым ребенок узнает о своей культуре и о ролях, которые исполняют окружающие его люди. Игра служит проводником ценностей конкретного общества.

Вопросыдлясамоконтроляизадание

1.  Дайте общую характеристику развернутой форме ролевой игры.

2.  Что является центральным структурным компонентом игры?

3.  Как задаются отношения со сверстником в ролевой игре?

4.  Как регулируется поведение ребенка в игре?

5.  Как ребенок использует различные предметы в игре?

6.  Как задаются отношения со взрослым в ролевой игре?

7.  В чем состоит отличие содержания игры от ее сюжета?

8.  Какие направления возрастных изменений сюжетов игр выделяются?

9.  Какие мотивы игровой деятельности выделяются?

10.  В чем состоит отличие понимания потребностей Л.И.Божович и А.Н.Леонтьева?

11.  Какова динамика развития потребностей дошкольника?

12.  Какая структура ролевой игры выделена Л.И.Элькониновой?

13.  Какие критерии могут быть положены в основание классификаций игры детей?

14.  В чем отличие классификации игры Ж. Пиаже от классификации, предложенной С.Л.Новоселовой?