Агротехнические показатели трактора. Продольная устойчивость трактора. Статическая устойчивость от опрокидывания, страница 9

Усилие, необходимое для поворота трактора в конкретных почвенных условиях с заданным радиусом поворота, зависит от соотношения длины опорной поверхности гусеницы и колеи трактора Lопк. Это основной компоновочный параметр гусеничного трактора, характеризующий его управляемость, поскольку от длины гусеницы зависит сопротивление повороту (курсовая устойчивость), а от ширины колеи – поворачивающий момент (управляющее воздействие).

При равномерном распределении веса трактора по бортам условие поворота с минимальным радиусом Rпminк/2 по сцеплению выразится как

                                           (8.6)

где μ – эмпирический коэффициент сопротивления повороту (0,6-0,7).

Это условие является основой для выбора базы и колеи гусеничного трактора.

Трактор, работающий с тяговой нагрузкой, более устойчив в прямолинейном движении и для управления им требует меньшее число управляющих воздействий, чем для управления трактором без тяговой нагрузки.

8.5. Плавность хода

8.5.1. Неровности сельскохозяйственных фонов

В зависимости от типа и состояния покрытия поверхность дороги характеризуется неровностями большего или меньшего размера, которые соответственно влияют на плавность хода машины. По степени воздействия на машину все дорожные неровности принято делить на три группы: неровности макропрофиля (длина волны 100 м и более, спуски, подъемы, косогоры), неровности микропрофиля (длина волны 0,1-100 м) и шероховатости. Неровности макропрофиля — это по существу продольные уклоны дороги, которые не влияют на плавность хода. Шероховатости также не влияют на плавность хода, но они вызывают шум и изнашивание шин, повышают сопротивление качению и расход топлива.

Основные характеристики неровностей — их высота и циклическая частота, под которой понимают количество неровностей на участке дороги длиной 1 м: λ=1/ℓ. Используют также понятие путевая частота, которая связана с циклической следующей зависимостью: λs=2πλ=2π/ℓ. Путевая и циклическая частоты — это частоты динамического воздействия нормальных реакций почвы на колеса автомобилей при движении его со скоростью 1 м/с. Единица измерения путевой частоты — радиан в секунду (рад/с), циклической — герц (Гц).

Неровности сельскохозяйственных фонов состоят из случайной и периодической составляющей. Следует отметить значительную долю гармонических составляющих в функции, отражающей закономерность воздействия неровностей почвы на движитель трактора. Гармонические составляющие полевых неровностей различны по частоте и высоте ординат и определяются агротехникой возделывания культур. К характерным полевым неровностям могут быть отнесены:

- свальные гребни и борозды, создаваемые при основной обработке почвы (вспашке). Их высота (глубина) 7,5-15 см, периодичность 30-35 см;

- гребни рядков, образующихся при посадке пропашных культур: их высота 5-10 см, периодичность чаще всего 60-70 см (в зависимости от ширины междурядий);

- гребни рядков колосовых культур — высота 5-8 см, периодичность 12-15 см.

Основные сельскохозяйственные фоны — стерня, пахота, поле, подготовленное под посев, а также залежь и целина. Методы измерения неровностей этих фонов по существу не отличаются от методов измерения неровностей дороги. Особенности конструкции оборудования с акселерометрами в отличие от оборудования для измерения высоты неровностей обусловлены главным образом разной скоростью движения автомобиля и трактора. Следует также отметить, что определение неровностей профиля агрофонов посредством измерения ускорения и перемещений неподрессоренной и подрессоренной масс не только более производительное, но и более точное, так как этим методом регистрируют воздействие с учетом деформации неровности и обкатывания ее колесом [1].