Агротехнические показатели трактора. Продольная устойчивость трактора. Статическая устойчивость от опрокидывания, страница 2

Из выражений следует, что предельный статический угол продольной устойчивости гусеничного трактора на уклоне меньше, чем на подъеме. Это объясняется снижением центра его масс относительно центра давления вперед на величину ао.

При угле подъема или уклона свыше αlim и αlim трактор повернется относительно наружной кромки гусеницы в точке Dгдо упора в почву передней или задней наклонной ветвью и направляющим или ведущим колесом.

Предельные углы αlim и αlim продольной устойчивости трактора с двухопорной балансирной подвеской определяют в положении, когда центр давления перемещается к середине каретки. Принимают, что опрокидывание такого трактора происходит вокруг оси балансира. Поэтому в выражения для определения предельного угла наклона вместо Loп подставляют Lкпродольную базу балансирных кареток.

Тракторы с полужесткой подвеской обладают большей устойчивостью (при αlim=35-45°), чем тракторы с балансирной подвеской (αlim=30-350).

Гусеничные тракторы имеют высокие сцепные свойства благодаря развитой поверхности контакта с почвой и низкому давлению q. Их устойчивость против сползания выше продольной устойчивости опрокидывания. Поэтому достаточно проверить только устойчивость на опрокидывание.

8.2. Поперечная устойчивость трактора

8.2.1. Статическая устойчивость от сползания и опрокидывания

Устойчивость от сползания трактора, стоящего поперек склона (рис. 8.3), считается достаточной, если составляющая сила тяжести трактора, параллельная уклону, не больше суммы боковых реакций почвы левого Z2 и правого Z1бортов:

Gэsinβφ≤Z1+Z2.

Рисунок 8.3 - Схема сил, действующих на стоящий поперек склона трактор

Предельное значение боковых реакций почвы на всех колесах можно выразить через вес:

Z1+Z2=φGэсоsβφ.

Тогда

Gэsinβφ≤φGэсоsβφ.

или

tgβφ ≤ φ'.

Таким образом, сползание трактора со склона не произойдет, если коэффициент сцепления колес с почвой больше тангенса угла наклона поверхности, на которой стоит машина. Коэффициент сцепления в боковом направлении φ' зависит от физико-механических свойств почвы, типа и состояния протектора, ходовой системы, коэффициента трения, давления в шинах.

Поперечная устойчивость гусеничных тракторов в полевых условиях больше, чем колесных. На скользких дорогах устойчивость против сползания резко снижается.

Опрокидывание трактора вследствие потери поперечной устойчивости происходит чаще, чем от потери продольной устойчивости. Машина, стоящая на поперечном склоне, может опрокинуться относительно нижней боковой поверхности ходовой части.

Критерием поперечной устойчивости против опрокидывания является значение нормальной реакции (рис. 8.3) почвы на колеса машины, расположенные на стороне, противоположной опрокидыванию. Трактор не опрокинется при условии Y1≥0.

В качестве оценочного показателя поперечной устойчивости машины принимают предельный статический угол βlim поперечного уклона, на котором она может стоять без опрокидывания. Если вертикаль, проведенная через центр масс машины, проходит через точку О контакта колеса (нижнего) с почвой, то трактор находится в состоянии неустойчивого равновесия при Y1=0 и характеризуется углом наклона βlim.

Баланс моментов относительно точки О при βlim и У1=0 имеет вид

Gэhцsinβlim=0,5ВкGэcosβlim, или

tgβlim = 0,5Вк/hu

Для колесного трактора принимают, что точка возможного опрокидывания лежит на середине ширины профиля колеса. Для гусеничного трактора возможной осью опрокидывания является внешняя кромка гусеницы. Тогда

tgβlim=0,5(Вк+br)/hц, где brширина гусеницы.

Из приведенных формул видно, что статическая поперечная устойчивость трактора повышается при увеличении ширины колеи и снижении центра тяжести.

Значения предельных углов βlim статической поперечной устойчивости: колесных 4к4 тракторов с 40-50°.

Устойчивость движущегося поперек уклона трактора оценивается по значению угла динамической поперечной устойчивости βдин. Наличие неровностей дороги и возникающих от этого динамических воздействий снижает его устойчивость. По данным исследований [1], βдин=(0,4-0,6)βlim.