Агротехнические показатели трактора. Продольная устойчивость трактора. Статическая устойчивость от опрокидывания, страница 13

С учетом условий работы тракторы изначально создают с более высокими, чем у автомобилей, тягово-сцепными свойствами, а следовательно, и с лучшей дорожной проходимостью. К ним предъявляют также дополнительные требования технологической или агротехнической проходимости. Эти требования обусловлены необходимостью сохранения плодородия почвы и неповреждения обрабатываемых МТА культурных растений, особенно при движении в междурядьях.

Поэтому для сельскохозяйственных тракторов следует рассматривать проходимость трех видов: профильную, опорно-сцепную и агротехническую.

Профильная и опорно-сцепная проходимости характеризуются наличием свободной толкающей силы Fп. Если сила Fnравна нулю или несколько больше его, то машина еще может перемещаться. Если толкающая сила меньше нуля, машина теряет подвижность. Это условие можно выразить следующим уравнением:

Pк-(Pf+Pi)=Fn≥0.(8.8.)

Чем больше разность этих сил, тем выше тягово-сцепные свойства машины в конкретных условиях работы. Если сила Fn<О, то машина перемещаться не может.

Сила Fппредставляет собой силу тяги, развиваемую машиной без учета сопротивления на прицепном устройстве, потому что в данном случае мы оцениваем машину как таковую. Избыток тяговой силы над суммарной силой сопротивления передвижению машины называют запасом тяговой силы. Тогда тягово-сцепные свойства и опорно-сцепную проходимость машины можно оценивать по разности касательной силы тяги Рк и суммарной силы сопротивления дороги Рψ или по их отношению.

Силой сопротивления воздуха и силой инерции пренебрегаем вследствие низкой скорости и равномерного движения машины в рассматриваемом режиме ее работы.

В качестве оценочного критерия удобнее пользоваться безразмерной величиной. Поэтому тягово-сцепные свойства и опорно-сцепная проходимость оцениваются коэффициентом запаса тяговой силы

kт=Pк/Pψ.

Коэффициент запаса тяговой силы — это важный показатель степени совершенства машины, соответствия ее функциональному назначению.

Условие проходимости обеспечивается при kт≥1.

Выразим силы Рк и Рψ через вес машины и удельные показатели. После некоторых преобразования получим

kт=φλк/ψ,                                          (8.9)

или

kт=φλк/f.                                         (8.10)

В зависимости от принятых или заданных условий движения используют формулу (8.9) — с уклоном пути или (8.10) — без уклона.

Если выражение (8.8) записать через удельные показатели, то условие сохранения опорно-сцепной проходимости машины будем иметь вид

Gэφλк–Gэ(f+i)=φλк–ψ≥0, или

φλк≥ ψ,                                         (8.11)

т. е. коэффициент сцепления колес с поправкой на колесную формулу движителя должен быть больше коэффициента сопротивления дороги.

8.6.2. Профильная проходимость

Показатели профильной проходимости. Размеры и формы препятствий, вызывающих потерю проходимости, очень разнообразны. Однако все они могут быть приведены, по М. Г. Беккеру, к типу уступ и выступ (рис. 8.19). Препятствия этих двух типов встречаются раздельно или в сочетании. Тогда они образовывают канаву или насыпь.

Рисунок 8.19 - Соотношение между основными конфигурациями неровностей поверхности

Профильная проходимость машины на конкретной дороге определяется ее компоновкой, геометрическими параметрами, диаметром и числом колес, в том числе ведущих.

Основные геометрические параметры машины в соответствии с государственным стандартом — дорожный просвет, углы переднего и заднего свесов, продольный радиус проходимости.

Дорожный просвет — это расстояние hnp (рис. 8.20) от дороги до наиболее низкой точки машины, расположенной между колесами.

Рисунок 8.20 - Геометрические параметры профильной проходимости машины