Диалоги о зеркале, эпистемология детского мышления. Адаптация к школьной системе с ее оценками, страница 9

Шизофреник живет в бесконечном “теперь”, отрицающем как прошлое, так и будущее, в теперь, которое непрерывно сжимается, стремясь объединить, перемешать все новые и новые события, для чего вынуждено уплотнять их, выжимая из них жидкости-гласные. “Практически, такой вторичный язык, такой метод действования задается согласными звуками, горловыми и придыхательными перегрузками, апострофами и внутренними акцентами, дыханием и скандированием, а также модуляциями, смешивающими все слоговые и даже буквенные значимости” (7). Язык превращается в язык без артикуляции, в язык, где звуковые элементы смешиваются с аффектами тела: обонянием, вкусом или пищеварением. Исчезает не только какой-либо смысл, но и грамматика и синтаксис, а в пределе и членораздельные слоги, буквы и фонетические элементы. Такой язык рождает ужас глубинного хаоса и, лишив возможности коммуницировать, ассоциализирует говорящего.

Традиционный психоаналитический подход смены двух монологов - клиента и интерпретирующего его аналитика, мало подходит для лечения шизофрении. Интерпретации, призванные изменить смысл путем пересмотра контекста, не находят жизненного  пространства, превращаясь по сути в параллельный бред.

Текучесть, сиюминутность диалога позволяют ребенку переживать уникальные события знакомства и игры с миром, жить во времени Эона. “Согласно Эону только прошлое и будущее присущи или содержатся во времени..., делят между собой каждый момент настоящего, дробя  его  до  бесконечности...-  в  обоих смыслах-направлениях сразу” (7). Ребенок живет в уникальный момент, всегда уже прошедший и вечно вот-вот наступающий, постоянно находясь в сингулярной точке. Именно благодаря этим двойным уравнениям, он переживает каждый момент как идеальное событие.

“Что же такое идеальное событие? Это совокупность сингулярных точек, характеризующих математическую кривую, физическое положение вещей, психологическую или нравственную личность. Это поворотные пункты,... задаваемые сингулярными точками, но вопрос определяется некой случайной точкой, соответствующей пустому месту или подвижному элементу.” (7) Описание мира идеальных событий ребенка удивительно напоминает “странный аттарактор” И.Пригожина (15) с его смесью стабильности и нестабильности, - неравновесностью.

Мир Эона - это мир эффектов поверхности, что дает возможность, дает пространство языку метафоры. Именно метафора, пронизывая насквозь, связывает Креатуру и Плерому. Копп так пишет о разновидности метафоры - коане: “Коан по своей тональности может показаться как весьма незамысловатым, так и озадачивающим. В нем скрывается некая недоступная логике парадоксальность... А искомое решение заключается в том, чтобы отказаться от дальнейших попыток вникнуть в смысл... и ответить спонтанно, непосредственно”. (13) Метафора возможна только в присутствии волшебного “Вдруг” Эона, “непрестанно скользящего... и всегда проскакивающего мимо своего места” (7) “Ибо это “вдруг” означает нечто такое, начиная с чего происходит изменение в ту или другую сторону... “вдруг” лежит между движением и покоем, находясь совершенно вне времени, но в направлении к нему и исходя из него...” (14) Этим “вдруг” Эон отличается от Хроноса с его “теперь”, именно оно делает невозможным в случае Эона глубинное умопомешательство и превращает симулякры в фантазмы, а глубинный разлом в трещину поверхности.

Метафора существует во времени Эона, она всегда немного устарела и всегда еще не понята до конца. Обращаясь к обоим типам мышления - пра-логическому и логическому, активизируя одновременно и правое и левое полушария, метафора действует по принципу триады, проходя через три стадии значения:

1)  Метафора представляет означаемую структуру, непосредственно выраженную в словах рассказа.

2)   Означаемая структура приводит в действие ассоциированную с ней означающую структуру посредством знака, косвенно соотнесенную со слушателем.

3)   Это, в свою очередь, приводит в действие возвращенную констектуальную структуру значения, непосредственно относящуюся к слушателю.