Диалоги о зеркале, эпистемология детского мышления. Адаптация к школьной системе с ее оценками, страница 3

Для сохранения незыблемости, стабильности, мир текста-монолога нуждается в защите своей чистоты. Можно вспомнить разработанные Ньютоном правила интерпретации пророчеств:

- приписывать каждому отрывку только одно значение;

- сохранять в процессе интерпретации некий фиксированный смысл слов во всех фрагментах;

- предпочитать те значения слов, которые ближе всего к буквальному смыслу, за исключением тех случаев, где явно требуется аллегорическое истолкование.

- принимать те смыслы слов и фраз, которые наиболее естественным образом вытекают из языка и контекста.

- предпочитать наиболее простые интерпретации ("истина всегда должна заключаться в простоте") (9).

Святая инквизиция, настоящая наука, зорко следили за соблюдением правил прочтения, превращая его в бесконечно повторяющийся ритуал. Гонения обрушивались на тех, кто посмел предложить "не каноническую" интерпретацию - еретиков, лжеучёных и так далее. Из текста убирались все темные и неясные уголки, всё то, что невозможно прочитать, не имеет смысла, да и не существует вовсе. Как не вспомнить испанских конквистадоров, уничтоживших библиотеки Нового Света, с непонятными им письменами.

Наградой были: оптимистическая уверенность в завтрашнем дне (не мы, так наши дети, не в этой жизни, так в жизни небесной) и психическое "здоровье" существования на безопасной поверхности (ещё К. Г. Юнг отмечал, что в католических странах процент душевнобольных определённо меньше в сравнении со странами Протестантизма (24)). Однако эта же безопасная уверенность породила восхищение механической, по сути, идеей напора и доминирования. Творчество выплеснулось в усовершенствовании мира вещей. "Человечество верило, что двигается в разных направлениях, верило, что всё возможно, верило в преимущество Эксперимента, механики..., спеленутые, мы писали поэмы во славу локомотива" (16).

            II. Мэри Энн становится подростком. Бунт против семьи, школы, потребность проверить необходимость защитных Ритуалов, Догм, начертанных культурой и обществом. Изобретение сленга. Жажда экзистенции Любви. Желание увидеть живую Розу, имя которой написано в Книге.

… И сказал господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдём же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле, и они перестали строить город (и Башню). Посему дано ему имя Вавилон… " (Бытие, 11.1-9).

Как-то, на конференции, посвященной проблемам молодежи , на вопрос, что нужно молодым? Одна девушка ответила "Мы живем по принципу двух "З";  "Заметьте нас и "Запомните нас". Обезличивание, производимое ритуальным Текстом, порождает неукротимую стихию бунта. Нет ничего страшнее русского крестьянского бунта. А сытая, скучная безопасность Средневековья приводит к забыванию от чего защищают охранные Ритуалы, это парадокс Хроноса, всегда стремящегося к смерти.