Диалоги о зеркале, эпистемология детского мышления. Адаптация к школьной системе с ее оценками, страница 7

Однажды, прийдя на пляж, некий отдыхающий увидел двух людей, которые стоя спиной к Морю, что-то усердно писали на школьной доске. Подойдя поближе, он увидел: "Море - это", - писал один из них, - и следовала череда формул и слов, -  "Нет, Море - это", - и второй тут же искажал написанное, изменяя значения терминов. "Море - это?" - подумал отдыхающий и погрузился в волны.

Книга американского антрополога Грегори Бейтсона “Ангелы страшатся. К эпистемологии священного” (4) написана в соавторстве с дочерью Мэри Кэтерин и построено в виде диалога отца и дочери. Диалога, где каждый играет строго обозначенную роль. Первоначальное название книги (его приводит в предисловии дочь) “Куда страшатся ступить ангелы”, место написания - Эссален, где, как нигде в другом месте, постиндустриализм проявил себя как сложившееся новое общество, а так же время написания - книга скомпилирована дочерью после смерти Бейтсона; создают уникальный контекст диалога двух Других, глядящих на Бытие. Именно диалога с его ароматом временности и невозможностью быть законсервированным.

Г. Бейтсон определяет эпистемологию как науку, изучающую процесс познания - взаимосвязь возможности реагировать на различия с одной стороны, с материальным миром, в котором эти различия зарождаются, с другой. Науку, изучающую пограничную область, связывающую Плерому и Креатуру (4), то зеркало, которое и дает возможность существовать этой диаде. Плерома не нуждается в отражении, а Креатура, напротив, возможна лишь как составная часть системы.

Юнг писал о двух установках сознания - экстра и интроверсии; и та и другая ведут к изменениям в Креатуре, но ни одна из них прямо не изменяет Плерому. Неважно, где почерпнута информация, важно, что “она разница, производящая разницу” (4), а мыслительный процесс - это то, что улавливает эту дистинцию.

В Диалоге изначально присутствует значительно большая, в сравнении с Монологом, возможность производить разницу, и тем большая, чем более отличен собеседник. Взрослый и ребенок, а тем более мужчина и девочка, по всей видимости, представляют собой ту самую идеальную пару, позволяющую проявляться максимальной разнице. Рут Сальваггио в статье “Психоанализ, деконструкция к женщине” (19) размышляет о разнице, определяемой полом.

Предлагая понимать  женщину как “процесс”, а не как “сексуальную идентичность”, она связывает женщину с типом блуждающего дискурса с тем, что сохраняет письмо в процессе, тем, что в отличие от стилоса мужчины, не может быть приписано чему то, запечатлено, фиксировано. Эта гностическая тайна позволяет мужчине всегда иметь зачем и о чем писать. Или, как сказала бы Ирригарей, для женщины, “выход не в выработке новой теории..., но в зацикливании самой теоретической машины”(19).

В паре Отец-Дочь дискурс задается не столько сексуальной игрой в схватывание, подавление, овеществление, сколько заботой о создании безопасности. Безопасности, которая достигается путем научения тому, как переживать интерсубъективную реальность, место между Самостью и Другим. Дистанцирование, заданное в этой паре, мешает научению путем только аналогового копирования и позволяет в опыте пережить разницу.

Процесс мышления, согласно Г.Бейтсону - это процесс коммуникации, правила которого формируются, задаются культурой, религиозной или научной системой, иными словами традицией. Дети Маугли, выращенные животными, не смогли перестроиться на наш тип мышления-коммуникации. Юнг предлагал понимать архетипы “как психосоматические целостности, чье физическое выражение - это инстинктивное действие, реакция или поведение, тогда как их психологическое выражение существует в форме образов” (6). Физическое выражение архетипа удивительно схоже с концепцией этологов о “врожденных механизмах освобождения”, тогда как психологическая составляющая, по-видимому, присуща только людям. Детеныш шимпанзе и человеческий ребенок приблизительно в одном возрасте способны научиться рисовать круг, но для шимпанзе изображение геометрической фигуры является венцом научения, тогда как ребенок в дальнейшем способен преобразовать круг в изображение солнца.