Диалоги о зеркале, эпистемология детского мышления. Адаптация к школьной системе с ее оценками

Страницы работы

Содержание работы

ДИАЛОГИ О ЗЕРКАЛЕ.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Дискурс самопонимания. Владивосток, Изд-во ДВГМА, 1997 г. 206 с.

В сборнике представлена часть теоретических работ исследовательского проекта “Дискурс самопонимания”, осуществленного при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Грант № 96-03-04622.

директор “Института Позитивной Психотерапии, Транскультурной Семейной Терапии и Психосоматической Медицины”.

"Я прочитал... слишком много рассказов о путешествиях".

Андре Жид. Поправки к моему "Возвращению из СССР" (8)

"Средневековый ученый все

время делает вид, что ничто

не изобрел и постоянно ссылается

на авторитетного предшественника".

Умберто Эко "Средние века уже начались"(21)

Данное заглавие и строки, взятые эпиграфом, представляют собой целое созвездие цитат. Их расшифровка, в каком-то смысле прямо или косвенно, задает рамки жанра и границы моей работы. Что лежит за этими границами? Научная статья, профинансированная академическим институтом?

Ответ: и да, и нет. Да, потому, что у меня в каком-то смысле нет другого выбора. Нет же, в силу того, что, во-первых, я постараюсь избежать ограничений и опасностей научного, академического языка, однополюсного и тенденциозного по своей сути, задающего строгие критерии научного текста. Во-вторых, я по возможности вообще постараюсь избежать превращения данной работы только в текст, хотя это, по-видимому, неизбежно, так как второй полюс языка - аффективного проявления, выражения без информативного и инструментально-знакового опосредования тоже не подходит для решения поставленной задачи.

Примерно так, практически перефразируя Жака Дерриду (8), я мог бы начать данную работу. Мог бы, если бы Средние века уже начались. И тогда стоило бы вспомнить работу Беньямина "О языке как таковом и о человеческом языке" с содержавшимися в ней концепциями: буржуазного конвенционального языка-знака и мистического языка, который видит в слове сущность вещи. Вспомнить, провозглася тем самым за языком главенствующую роль в смене общественных формаций. Функцию репрессивного разрушения. И внести, путем различных отсылок, революционно-политический привкус. Несомненно, язык, как социальная реальность, навязывает себя каждой из личностей, он предшествует ей и переживает ее (11). Но он же и творится ею, как рисуется карта, призванная помочь ориентироваться на территории.

Французский антрополог Леви-Брюль, отдавая языку роль созидателя, выделил два вида мышления: пра-логическое и логическое. Обратив внимание, что эти виды мышления тесно связаны с особенностями языка. В 1977 г. Роджерс и ее коллеги подтвердили это предположение, проведя сравнительный анализ воздействия английского языка и языка индейцев хопи на работу полушарий головного мозга. Результаты электроэнцефаллограмм показали, что язык хопи вызывает повышенную, по сравнению с английским языком, активность правого полушария (13). Пиаже, перенеся идею двух видов мышления в психологию, выделил детское-мифологическое и взрослое-научное мышление. Основное различие между этими видами мышления состоит в том, что первое нечувствительно к логическому противоречию, тогда как второе избегает его. Леви-Брюль подчеркивал сосуществование этих видов мышления, а также разницу в терминах "пра-логическое" и "аллогичное", говоря, что пра-логическое мышление логично своей не аристотелевской логикой.

Попробуем вслед за Г.Бейтсоном (4) представить различные виды мышления в виде силлогизмов. Классическая логика приводит к следующему:

Люди умирают.

Сократ - человек.

Сократ умрет.

Основная структура построена на классификации. Сказуемое "умрет" придано Сократу для отождествления его в качестве члена класса, чьи члены разделяют это сказуемое. Силлогизмы второго типа совершенно различны и могут иметь такой вид:

Трава умирает.

Люди умирают.

Люди - это трава.

Несомненно, здесь присутствует перепутывание разных классов, но поэзия, живопись, мечты, юмор, религия и шизофрения предпочитают силлогизмы второго вида.

Для того, чтобы получить силлогизмы первого образца, у нас должны быть идентифицированные классы, чтобы подлежащее и сказуемое можно было различить. Но система "подлежащее-сказуемое" находится только в языке. Поэтому во всех до вербальных областях коммуникативные взаимосвязи выглядят как силлогизмы второго вида.

Вот мы и оказались в мире "языковых игр" Л.Витгенштейна. Граница между этим миром и миром "где звучит музыка" легко проницаема и ужасно тонка. Именно она интересует нас. Пространство (хотя, несомненно, пространственная метафора не корректна) не-мое по своей природе, то чудесное Нечто, что дает образоваться дуальности Плеромы и Креатуры, и, в то же время, отдаляет их, не давая перемешиваться.

I. Энни идет в школу. Адаптация к школьной системе с ее оценками. Правильно-неправильно. Энни учится читать, писать диктанты, изложения, сочинения на заданную тему.

Похожие материалы

Информация о работе