Диалоги о зеркале, эпистемология детского мышления. Адаптация к школьной системе с ее оценками, страница 6

Вот мы и вернулись к теории Леви-Брюля о двух типах мышления. Греко-римский рационализм, по мнению Эко, составляет основу естественнонаучного мировоззрения, и, если не всегда гарантирует познание физического мира, то, по крайней мере, обеспечивает социальный контакт. (16) Крайности же гностико-герменевтических традиций сопоставимы с “чрезмерными” интерпретациями, “...честь читателя - открыть, что текст говорит все, за исключением того, что хотел сказать автор” (16). Из философов, попавших под влияние этих традиций, Эко называет Хайдеггера, Юнга и постмодернистов.

“Психология может и должна говорить на своем собственном языке... особая притягательная сила юнгианского дискурса - возможность писать обо всем, смешивая в алхимической реторте текста совершенно разнородные вещи. ...Кажется, эта сумасшедшая черта приближает дискурс юнгианских аналитиков к постмодернистскому идеалу текста... Я помню, как иногда во время самых важных моментов моей работы с клиентами вдруг синхронно разбивались стекла или гасли лампы... И это тоже вмешательство, послание психики. Психика всегда говорит языком тайны и чудо” (20). Данный подход неизбежно ведет к появлению сверхчеловека, адепта, проводника, знающего, где спрятана истина. Чем более труден и опасен путь, тем больше необходимость в проводнике и выше комиссионные. Средневековые карты, начертанные со слов торговцев, привозящих восточные товары, характеризуют Китай как страну, где живут собакоголовые одноногие люди. Современная аналитическая картография бессознательно так населена архетипами, тенями, комплексами, трудно трактуемыми образами, что поневоле вызывает ассоциации со средневековыми картами как мирами писателей стиля Фэнтази.

Путешествие в глубины “Я” рекламируется турагенствами, как самое увлекательное и незабываемое переживание. Под руководством опытного проводника-аналитика, оно потребует от вас только затрат времени и ...конечно, денег. Современный кинематограф, оперируя категориями иррационального, обозначил триллер, как безусловно кассовый жанр. А любой уважающий себя триллер стоит на двух китах - ожидании, когда же появится “Оно”, когда же будут преодолены сопротивление, психологические защиты, набран материал для интерпретации и т.д.; и помещение этого ужасного “Оно” в самый житейский, привычный, скучный контекст. А что может быть неожиданнее превращения скучной, обыденной собственной души в ящик Пандоры? Благо, рядом умудренный собственным подобным опытом душевед, шаман, а чудовища на деле оказываются достаточно милы и безобидны. Остается лишь завороженно смотреть мыльный сериал анализа, правда к сожалению без поп-корна, продающегося в кинотеатрах.

Анализ только приглашает в глубины, на деле совершая ловкую подмену спусков в преисподнюю на скольжение по поверхности. Шизофреническая глубина не только лишает возможности коммуникации-интерпретации, но и индуцирует слушателя, склонного к “чрезмерным” интерпретациям. Р.Д.Лэнг рассказывал о том, что однажды Карл Роджерс, как врач, столкнулся со страдавшей шизофренией женщиной, которая вывела его из равновесия настолько, что Роджерс сел в машину и, оставив семью, работу, лечебную практику скрылся в Канаде. Только через три месяца он обрел душевное равновесие и вернулся, решив больше никогда не говорить с шизофрениками и не слушать их ни в коем случае (18).

Жиль Делез в книге “Логика смысла” (8) показывает различие между логикой абсурда и шизофреническим мышлением. Первое поверхностно и пра-логично, второе расколото и аллогично по своей сути. Пра-логичное мышление, несмотря на все его бунтарские проявления, находятся в одной плоскости с логическим мышлением в плоскости поверхности монолога. Различие между ними - это различие Монолога-Читателя и Монолога-Текста.

            III. Энни учится говорить и задает множество вопросов. Удивленно и радостно учится у отца ловить льва в пустыне: "Сначала делим пустыню пополам, в одной половине лев есть, в другой его нет. Затем половину пустыни, где есть лев, делим еще раз пополам."