Неисправности турбокомпрессора, их причины и способы устранения. Общие требования к объему работ по турбокомпрессору согласно правилам ремонта, страница 2

Работа турбокомпрессора чаще всего нарушается вследствие образования трещин и коробления привалочных плоскостей в газоприемном, выхлопном корпусе и корпусе компрессора. Одной из главных причин нарушения работоспособности является отложение нагара на поверхности деталей газового тракта: на колесах турбины, сопловом аппарате и его кожухе, газоприемном корпусе. Слой нагара ухудшает теплоотдачу и вызывает перегрев и коробление деталей турбины, а также заметно уменьшает проходные сечения соплового аппарата и турбинного колеса.

В сопловом аппарате чаще всего наблюдается коробление ободов и лопаток, приводящее к возникновению трещин, изменению проходных сечений, вследствие чего уменьшается частота вращения ротора, снижается подача компрессора. У ротора чаще всего повреждаются лопатки турбинного колеса, слабнет в посадке колесо компрессора и изгибается вал. Повреждения лопаток – односторонний износ, изгиб или искривление – происходят вследствие попадания в газовый тракт посторонних предметов (отколовшихся частей поршневых колец, кусочков нагара и т. п.) из-за касания лопаток неподвижных частей при прогибе вала ротора. В подшипниковых узлах износу подвержены шейки вала ротора и втулки, пята с  подпятником. Редко, но наблюдаются случаи ослабления втулок в посадке. У лабиринтных уплотнений износу подвержены уплотнительные кольца и поверхности деталей, контактирующих с кольцами.

Основные неисправности турбокомпрессора и способы их устранения представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Неисправности, требующие ремонта или замены деталей турбокомпрессора

Неисправности

Способы устранения

Корпус компрессора: газовый, выхлопной

- Кольцевые трещины более 1/5 длины окружности; трещины в газовой полости с внутренней стороны, трещины выходящие на стенки отверстий

- Другие трещины, раковины

- Износ, риски и задиры глубиной более допускаемого размера

- Срыв, повреждение резьбы в корпусе, ослабление в посадке ввертыша

- Износ или повреждение более двух ниток резьбы

- Забоины и задиры на поверхностях корпуса

Для газоприемного корпуса

- износ посадочных и сопрягаемых поверхностей более допускаемых размеров, задиры

Корпус компрессора подлежит замене

Заварка трещин и зачистка сварных швов до основного металла.

Разделка трещин под V-образный шов. Вырубка раковин.

Заварка трещин газовым способом или арго-дуговой сваркой неплавящимся электродом.

Зачистка сварных швов до основного металла.

Масляную  полость улитки, воздухоподводящие каналы (сверление в ребре) проверить наливом керосина. Течь и потение не допускается. Допускается опрессовка водой под давлением 0,5 МПа в течение 5 мин

Наплавка и механическая обработка посадочных поверхностей до чертежного размера.

Наплавка газовым способом или арго-дуговой сваркой, наплавка неплавящимся электродом.

Расточка и торцовка посадочный поверхностей до чертежного размера.

Перерезка резьбы в корпусе с М12 на М14 и установка нового ввертыша увеличенного наружного диаметра с соответствующей резьбой.

Перерезать резьбу на больший размер и установить сопрягаемые детали увеличенного диаметра с соответствующей резьбой. Разрешается ставить ступенчатые шпильки

Забоины и задиры зачистить

Наплавка и механическая обработка посадочных поверхностей до чертежного размера.

Наплавка газовым способом или арго-дуговой сваркой

Продолжение таблицы 1

Неисправности

Способы устранения

Ослабление в посадке втулки и крышки, износ поверхностей по внутреннему диаметру

Хромирование посадочных и рабочих поверхностей втулок и крышки с последующей  механической обработкой до чертежного размера

Диффузор и вставка диффцзора

- Трещины

- Местные натиры на поверхности фасонной вставки

- Деффект лопатки

- Наличие глубоких рисок и значительных задиров

Заварить электродуговой сваркой угольными электродами с присадкой алюминия или сваркой в среде аргона.

Зачистить

Выпрямить

Вставку заменить

Теплоизоляционный кожух

- Трещины в алюминиевом корпусе

Заварить электродуговой сваркой угольными электродами с присадкой алюминия

Ротор

- Наличие трещин в любом месте

- Отдельные риски на цапфах вала ротора

- Более глубокие риски 0,1

- Износ резьбы  на концах вала ротора

- Износ ручьев уплотнительных колец

- до 1 мм

- более 1мм

- Наличие у уплотнительных колец трещин, местных износов на торцевых поверхностях, равномерном износе по толщине до размера менее 2,76 мм, несоответствие зазора в замке кольца номинальному

- Изменение наружного диаметра лабиринта на валу ротора

- Уменьшение радиального зазора между цапфой и подшипником

Ротор заменить

Загладить надфилем и заполировать шлифовальной шкуркой

Шлифовка на станке

Перерезать под следующую градацию резьбы

Изношенный ручей расточить для постановки в него двух уплотнительных колец

Втулку заменить

Уплотнительные кольца заменить

Обработать на станке для обеспечения номинального зазора между лабиринтом и втулкой корпуса

Восстановить хромированием

Продолжение таблицы 1

Неисправности

Способы устранения

- Наличие задиров, забоин или других повреждений цапф вала ротора  глубиной более 0,2 мм

Восстановление производить путем постановки втулок

Втулка

- Наличие трещин, рисок на рабочих поверхностях, увеличение зазора между втулкой и шейкой вала более 0,1 мм

- Наличие у  импеллера трещин, излома гребешков, ослабление его посадки на пяте

Втулку заменить

Импеллер заменить

Колесо компрессора

- Наличие трещин любого размера и расположения, забоин, надрывов на входных кромках лопаток, смятии, глубоких забоинах на шлицах, износе шлицев по толщине.

- Нарушение посадки колеса компрессора.

- Наличие смятия, выступов лабиринтов на колесе, круговых рисок глубиной более 0,5 мм или уменьшении зазора свыше 0,5 мм

Колесо заменить

Нанесение пленки клея Ф-40 на шейку вала, с последующим хромированием, осталиванием, цинкованием шейки вала

Изношенные места лабиринтов колеса зачистить и восстановить металлизацией

Колесо турбины

- При наличии на роторе трещин в лопатках или диске колеса турбины

- Забоины на входных кромках лопаток глубиной дл 0,1 мм независимо от числа поврежденных лопаток и забоины глубиной до2 мм при повреждении до 25 % числа лопаток

- При наличии забоин на лопатках глубиной более 2 мм при повреждения свыше 25 % числа лопаток

Ротор заменить

Запилить и заполировать с обеспечением плавного скругления кромок.

Ротор заменить

Сопловой аппарат

- Трещины длиной до 5 мм не более, чем на трех лопатках

- Трещины большей длины или на большем числе лопаток

- Деформация лопаток, отклонение от прямолинейности не более 0,3 мм

Допускается выпилить, обеспечивая плавное скругление.

Сопловой аппарат заменить

Отрихтовать деформированные лопатки

Продолжение таблицы 1

Неисправности

Способы устранения

Кожух соплового аппарата

- Трещины любого расположения, выработки, натиры, глубокие риски на внутренней поверхности от лопаток колеса турбины

- Мелкие риски и царапины на внутренней поверхности кожуха

Кожух заменить вместе с сопловым аппаратом

Устранить шлифовкой

Подшипник опорно-упорный и опорный

- Трещины в корпусе подшипников

Втулки подшипников

- Ослабление посадки их в корпусе, увеличение зазора между шейкой вала и втулкой более 0,28 мм

Корпус заменить

Втулки подшипников заменить

Фильтр масляный

- Обрыв сетки фильтрующего элемента а) разрушение сеток не сквозное б) разрушение сквозное

- При наличии на пружине фильтра обломанных витков, трещин, неперпендикулярности опорных поверхностей пружины относительно ее оси более 0,3 мм, потере пружиной упругости

Запаять дефектное место припоем

Фильтрующий элемент заменить

Пружину фильтра заменить