Экологические прогулки. Дом под крышей голубою. Прикоснись к природе. Посмотри, мой юный друг. Мир красок. Палитра природы, страница 17

Ему ИI мягко, и тепло...

Оно вздохнуло что есть силы,

Ножонки крепкие спустило

И вдруг взмахнуло над землей

В салюте поднятой рукой!

Я. Дягутите

Говорит земля травинке:

«Пей, травинка, сок мой чистый!

Скоро вырастешь большая,

Станешь рожью золотистой.

Принесу тебе от дуба

Силу вечную, земную,

От прозрачной, тихой речки

Свежесть бодрую лесную.

Ты расти, расти, травинка,

Наливайся сладким соком,

Поднимайся надо мною

Спелым колосом высоким.

Е. Кочеткова

Подарок феи Черного цвета

(по мотивам сказки М. Скребцовой)

Решила как-то Королева- Радуга устроить в своем дворце разноцветный бал.

- Я хочу, чтобы этот летний праздник стал самым ярким и красочным в году! - сказала королева.

И тогда ее гости не только надели свои самые лучшие наряды, но и принесли подарки для украшения бального зала. Фея Красного цвета принесла гвоздики и землянику; фея Оранжевого цвета - настурции и апельсины; фея Желтого цвета - мимозу и лимоны; фея Зеленого цвета - охапку листьев и трав; фея Голубого цвета - незабудки; фея Синего цвета - васильки; фея Фиолетового цвета - фиалки и сливы.

Проворные слуги так искусно украсили цветами и плодами зал, что всем феям немедленно захотелось танцевать в нем.

Но Королева-Радуга не спешила начинать бал. - Кого мы ждем? - стали перешептываться гости.

- Мы ждем фею Черного цвета, - ответила королева.

- Странно, - удивились феи. - Разве нельзя начать праздник без нее? И кстати, что она может принести в подарок? Разве есть на свете цветы, фрукты и ягоды черного цвета?

- Вы правы, 113 земле нет ни цветов, ни фруктов черного цвета. Но без даров этой феи нашего праздника вообще бы не было, - улыбнулась королева.

Не успела она произнести эти загадочные слова, как двери распахнулись, и в зал вошла фея Черного цвета с большой корзинкой в руках. Она поклонилась королеве и протянула свой подарок - корзину плодородной земли - чернозема. Да, да! Того самого чернозема, на котором вырастают самые яркие цветы, самые сочные фрукты и самые сладкие ягоды!

Звуковая и артикуляционная разминка: звуки [ш]

и [щ]

При произнесении звука [ш] губы раскрыты, челюсти приближены, как при произнесении звука [с). Голосовые связки не вибрируют.

При произнесении звука [щ] губы вытянуты вперед, нижняя губа широко растянута.

Упражнения

Ши, ша, ше, шу. Щи, ща, ше, щу.

Скороговорки

Волки рыщут, пиши, ищут.

У гуся усов не ищи - не сыщешь.

Экологическая прогулка  №22

М а т е р и а л ы: литературный ряд; карточки для игры; наглядное пособие «Картина мира».

1. Приветствие.

2. «Картина мира».

- Попросите детей перечислить компоненты неживой природы, о которых шла речь на предыдущих занятиях, поочередно указывая на них рукой.

- Продемонстрируйте наглядное пособие «Картина мира, и поговорите о месте каждого природного компонента в единой картине мира.

- Поиграйте в игру «Все друг другу нужны».

Описание игры

Раздайте каждому ребенку по картинке на веревочке с изображением одного из компонентов неживой природы или живого существа. Попросите детей внимательно рассмотреть картинки и повесить их себе на шею. Предложите им разбежаться в разные стороны, а затем встать в круг и взяться за руки. Пусть каждый посмотрит на картинки соседей справа и слева, а затем расскажет о том, как связан его природный объект с теми, которые изображены на картинках соседей. («Я - ручей. Моя вода нужна цветку (сосед справа), чтобы он не завял. Мои струи бьются о камень (сосед слева), постепенно разрушая его и превращая в песок».)

3. Сотворение мира.

. Расскажите детям о том, что до сих пор люди не знают, каким образом появился мир. Перечислите существующие версии: сотворение высшим разумом - Богом; длительное преобразование космического вещества и др. Расскажите о существовании библейской легенды о сотворении мира, русских вед, мифов разных народов.

-    Поиграйте в игру «Челнок».

- По окончании игры предложите детям полюбоваться прекрасным окружающим миром, в котором есть все, что нужно для жизни разных живых существ, прочитайте стихотворение Е. Кочетковой: