Экологические прогулки. Дом под крышей голубою. Прикоснись к природе. Посмотри, мой юный друг. Мир красок. Палитра природы, страница 15

. Продемонстрируйте слайды с изображением пейзажей: пустынная безжизненная земля; весеннее распаханное поле; земля, покрытая травой, цветами и колосьями, и т. д. Обратите внимание детей на разнообразие цвета земли-почвы.

. Расскажите об отношении наших предков к земле. Обсудите выражения «мать сыра земля», «земля-кормилица», «земля-матушка».

. Прочитайте стихотворения А. Боске «Зернышко», К. Ф. Мейера «Слово сеятеля», В. Солоухина «...Вы проходите мимо цветка?», иллюстрируя их картинками.

2. Физкультминутка.

3. В руки кисточки берем...

. Прочитайте стихотворение Е. Трутневой «Зерно».

. Скажите детям, что сегодня они будут рисовать цветок на фоне земли, и продемонстрируйте ход выполнения практической работы:

- возьмите кусок полиэтилена и покройте его краской зеленых тонов; сверху положите лист бумаги белого цвета, слегка прижмите ладонью, снимите и отложите в сторону для подсыхания;

- проделайте все то же самое, но уже с краской землистых тонов (серо-коричневой);

- осторожно состыкуйте отпечатки на расположенном вертикально листе бумаги, разместив зеленоватый вверху, а землистый внизу;

- тонкой кистью нарисуйте растение, росток которого располагается в верхней части, а семечко с корешками - в нижней (под землей). . Предложите детям сначала на отдельном листе поупражняться в рисовании ростка тонкой кистью, а затем выполнить работу.

Мир чувств.

Материалы: «Разноцветный хвостик»; почва трех разных цветов; бумага белого и светло коричневого цвета; ножницы; клей; песок; шариковая ручки; природные материалы (сухие травинки, кусочки коры и мха, листья, хвоя); нити цвета почвы.

1. Краски Природы.

Раздайте каждому ребенку по три образца почвы разного цвета и предложите:

- внимательно рассмотреть цвет каждого образца;

- выбрать по одной нити каждого оттенка из многообразия нитей коричневого, серого и черного цветов;

- привязать поочередно каждую ниточку к узлу «Разноцветного хвостика»;

- на листе белой бумаги размазать небольшой комочек почвы каждого образца и сравнить его цвет с цветом выделенных нитей.

Спросите у детей, что чувствовали их пальцы, когда они рисовали комочками почвы.

2. Практическая работа.

Объясните детям, что такое почвенный разрез. Расскажите о чередовании слоев почвы, отличающихся друг от друга по цвету и составу. Поговорите об обитающих в почве живых существах.

Продемонстрируйте все этапы выполнения работы:

- разделите лист бумаги белого цвета горизонтальными слегка волнистыми линиями на пять частей - это будут слои почвы (верхняя часть по размеру больше, чем все остальные);

- на верхний слой приклейте сухие травинки, кусочки коры и мха, сухие листья, хвойные иголки;

- комочками почвы каждого из трех образцов по очереди закрасьте три нижележащих слоя;

- самый нижний слой покройте клеем и слегка присыпьте песком;

- прорежьте в каждом из трех средних слоев окошечко с отрывающейся створкой; положите под рисунок лист бумаги светло-коричневого цвета и склейте оба листа по краям;

- приоткрывая створки окошечек, нарисуйте в каждом из них (на светло-коричневой бумаге) какое-нибудь живое существо - жучка, червячка, мышку.

. Предложите детям выполнить работу и в конце занятия рассказать о тех живых существах, которыми они «заселили» свой почвенный разрез.

3. Запах. По окончании работы попросите детей понюхать свои руки и попытаться описать запах почвы, а затем тщательно вымыть руки.

Развитие речи.

М а т е р и а л ы: литературный ряд; картинки :.. для иллюстрации стихотворения; реквизит и куклы для инсценировки сказки; календарь-дневник.

1. Наши руки строят звуки.

2. Звуковая и артикуляционная разминка: звуки [ш] и [щ].

3. Учимся рассказывать.

Прочитайте стихотворение Е. Фейсрабенда:

Не забуду землю под ногами

В теплых травах, в бархатной пыли,

Тропки, что лесами и лугами

К чудесам обещанным вели.

Дно речное чувствую ступнями,

Розовую гальку и песок,

Грунт лесной, пронизанный корнями,

Ласку мхов, щетинистость осок...