Функциональные свойства интеллекта. Отличие живой материи от неживой. Роль интеллекта в жизнедеятельности организма, страница 9

Из рассмотренного видно, что система разумного управления поведением человека имеет сложную иерархическую структуру. Функциональной особенностью этой структуры является то, что, с одной стороны, для выработки управляющего решения на каждом уровне иерархии используется огромный объем измерительной и априорной информации. С другой стороны, управляющее воздействие распределяется по огромному количеству исполнителей – нейронным отделам головного и спинного мозга, которые обладают различными физическими, информационными и преобразующими свойствами (см. рис. 2.2).

Разум человека является организационно-распорядительным центром этой сложной системы. Он не просто управляет поведением человека. Разум обеспечивает накопление им знаний и жизненного опыта и адаптацию к меняющимся условиям и обстоятельствам.

Используя три системы интеллекта, он анализирует и выявляет важнейшие свойства наблюдаемых объектов, накапливает в памяти полезную информацию и опыт взаимодействия с окружающим миром, принимает оптимальные решения, осуществляет сложные целенаправленные действия и контролирует их исполнение, прогнозирует развитие событий и планирует поведение человека. Способность разумного использования получаемой информации является важнейшей составляющей интеллекта человека.

2.6. Функции  интеллекта

Три системы интеллекта в организме человека работают параллельно и согласованно. Каждая из них реализует целевые установки Разума. В силу своего функционального назначения эти системы имеют определенную аналогию в принципах построения, а именно каждая из них:

получает информацию об объектах и явлениях окружающей среды с помощью зрения, слуха, осязания и других органов чувств;

обрабатывает измерительную информацию с помощью нейронных структур мозга;

решает три интеллектуальные задачи: управление поведением человека, его обучением и адаптацией;

реализует все функции управления (планирование поведением, обеспечение мотивации действий, организация их исполнения и контроль).

Для того, чтобы команды управления можно было выполнить, они должны быть информационно-достаточными, то есть содержать ответы на три вопроса [15]:

что изменить в организме,   почему это необходимо,   как это сделать.

Поэтому для выработки команд каждая система интеллекта осуществляет определенные операции по обработке информации, такие как:

² выборку релевантной информации из общего потока сигналов, получаемых от органов чувств;

² формирование моделей внешней обстановки и внутреннего состояния;

² хранение в памяти моделей всевозможных ситуаций, признаков их распознавания и критериев их оценивания, а также программ поведения, обеспечивающих достижение тех или иных целей в различных условиях;

² краткосрочное и долгосрочное прогнозирование событий;

² поиск и формирование реализуемых вариантов поведения в конкретной ситуации, оценку их эффективности и результативности.

Несмотря на функциональные и структурные аналогии системы интеллекта используют разные виды измерительной информации, способы кодирования, записи и хранения априорной информации. Эти системы контактируют с разными отделами головного мозга. Они являются вполне автономными системами управления и разделены особыми барьерами. Влияние каждой системы интеллекта на поведение человека в различные периоды его жизни различно.

Рассмотрим особенности функционирования каждой из этих систем.

2.7. Генетическая система интеллекта

Генетическая система интеллекта оперирует врожденными программами поведения человека и воспроизводит их в виде безусловных рефлексов и инстинктивных действий. В качестве внешней информации эта система использует полевые сигналы от физических объектов и, в первую очередь от окружающих его людей. Она расшифровывает содержание полевых сигналов, обрабатывает их и принимает соответствующее решение. Результаты работы генетической системы интеллекта проявляются в соответствующем изменении состояния мышц тела и функциональных органов: у человека меняются поза, жесты, выражение лица, мимика, интонации и модуляции голоса.