Функциональные свойства интеллекта. Отличие живой материи от неживой. Роль интеллекта в жизнедеятельности организма, страница 14

Центр психики управляет поведением человека, влияет на его жизнь, направляет и регулирует ее течение. В различных научных трудах его называют по-разному: «эго», «внутреннее я», «сверх–я», «внутренний наставник». Именно этот центр – человеческое «я» – является центром самосознания, воплощающим разум человека. Каждый из нас осознает, что «я» – это не тело. «Я» имею тело, интеллект, мысли, «я» чувствую и переживаю. То есть тело, чувства, ум, интеллект – это то, что использует «я» для получения информации, ее обработки и оценки, познания окружающего мира, воздействия на него и приспособления к нему.

Психологи считают, что именно центр самосознания побуждает человека к определенному виду поведения, ведет его по этапам личностного развития, определяет его стремление к достижению психического, физического и социального благополучия. Кроме того, он воздействует на адаптационные функции организма, обеспечивая его силой, энергией и всем необходимым для того, чтобы справиться со сложной ситуацией. В качестве средств воздействия на человека центр самосознания использует инстинкты, интуицию, чувства и различные побуждения, которые по большей части остаются неосознанными [6].

Сознание и Подсознание – это составляющие психической сущности, которые осуществляют обработку информации, используя множество программ – генетических и приобретенных. Информацию извне человек воспринимает двумя способами – вербальным и невербальным, и каждому из них соответствует своя форма мышления.

При первом способе человек получает информацию вербально в виде слов, которые затем преобразуют в образы. Преобразование речи в образы осуществляется в левом полушарии головного мозга. После преобразования вербальная информация поступает в Сознание, которое методами логического мышления оперирует речью – воспринимает ее, анализирует и воспроизводит.

Такой способ мышления обладает малой информационной производительностью, требует активного участия мозговых структур по их расшифровке, переработке и дополнению принятой информации, что является причинной ее искажений. Этот вид мышления не может существовать без языка. Незнание языка делает вербальную информацию бесполезной.

При втором способе человек получает информацию в виде образов, которые непосредственно воспринимаются Подсознанием. Этот отдел психики человека осуществляет образное мышление, оперируя образами, и оказывает воздействие на тело человека через правое полушарие мозга. Образное мышление характеризуется большой информационной производительностью, но с развитием логического мышления оно стало для человека не основным.

Следует отметить интересную аналогию: в  социальных структурах также возникли две формы обработки и накопления коллективных знаний, аналогичные Сознанию и Подсознанию. Одна из них – наука, которая базируется на логическом мышлении. Вторая – искусство и религия, основанные на образном мышлении.

3.2. Принципиальная модель биокомпьютера

Для изучения интеллектуальных свойств человека методом функциональной идентификации в качестве технического аналога используем современную компьютерную технику.

Сравним в первом приближении человека с компьютером. У компьютера, как и у человека, есть органы восприятия информации из внешнего мира – это клавиатура, мышь, дискеты, компакт-диски, накопители на магнитных дисках и т.п. У компьютера есть органы обработки полученной информации – это центральный процессор и оперативная память. Обработка информации осуществляется в соответствии с программами, хранящимися в его долговременной памяти на жестком диске. И, наконец, у него есть органы, выдающие результаты переработки информации – экран дисплея и печатающие устройства.