Функциональные свойства интеллекта. Отличие живой материи от неживой. Роль интеллекта в жизнедеятельности организма, страница 6

Во-первых, молодые самцы практикуют такой трюк. Если в свое гнездо молодой самец никого не может зазвать, то он ищет наполненное икрой гнездо умудренного самца, подплывает к нему, резко выключает свой свадебный наряд, прикидываясь невзрачной самочкой, и проникает в гнездо. Улучшив момент, когда хозяин гнезда отвлечется на другую самочку, он быстро поливает икру молокой и сбегает. Генетические измерения показали, что пятая часть опекаемого самцом потомства не является его чадами.

Во-вторых, самки, конкурируя за место в лучшем гнезде, стараются уничтожить чужую икру, чтобы повысить вероятность выживания своего потомства. Однако самец героически охраняет гнездо, так что самке одной с ним не справиться. Поэтому самки, рыскающие в поиске хорошего гнезда, объединяются в группы и разоряют гнезда, полные икры. Один самец уже не может противостоять организованной «бригаде смерти». В этой ситуации самцы начинают хитрить: увидев издалека приближение «бригады смерти», самец бодро отплывает в сторону от гнезда и начинает с энтузиазмом копошиться на дне, имитируя ловлю богатой добычи. Вечно голодные и прожорливые самки, увидев его активность, подплывают к нему в надежде перехватить свой кусок. Пока они в растерянности кружат в поиске куда-то пропавших червяков, самец сбегает и прячется. А гнездо без яркого ориентира – самца – обнаружить трудно!

2.4. Особенности интеллекта человека

Человек является результатом удивительного эксперимента природы: физически он – самое беззащитное создание. Каждый вид животного имеет главное средство защиты и нападения, обеспечивающее ему выживание. Существует великое многообразие таких средств: острые когти или зубы; прочная броня или шкура, сильные копыта, рога или бивни; убойные яды и электрические разряды; инфразвуковые и газовые «пушки» и т.п. У человека нет ни клыков, ни когтей, ни ядов, ни какого другого оружия нападения и защиты. Кожа его не может защитить даже от укуса комара, тем более от холода, дождя и ветра. Органы чувств человека по чувствительности и диапазону воспринимаемых сигналов уступают идентичным органам чувств высокоразвитых животных, а его детеныши в течение многих лет совершенно беззащитны и слабы, поэтому являются прекрасной добычей для множества хищников.

Почему же человек, на первый взгляд такой неприспособленный к существованию на Земле, не только выжил, но и стал доминирующим видом живого существа?

Это объясняется тем, что у человека тоже есть главное средство защиты и нападения, которое заложено в него Природой генетически. Им является коллективный интеллект, и именно он оказался самым могучим средством выживания из всех созданных Природой!

У одних животных поведение только программируется генетически (например, у насекомых), у других – генетические программы обогащаются личным опытом выживания, добытым в процессе жизнедеятельности (головоногие, позвоночные). Теплокровные животные кроме генетических программ поведения и накопления индивидуального опыта используют элементы коллективной формы познания окружающего мира, то есть обучают потомство, передавая им накопленный опыт поколений.

Поведение человека, как и других живых существ, во многом определяется генетическими программами (безусловными рефлексами и инстинктами), лично накопленным опытом (условными рефлексами), однако в отличие от животных у него большая часть программ поведения формируется в результате усвоения им знаний, накопленных обществом, в котором он живет. 

Слабость человека заставляла его объединяться, создавать и развивать средства коммуникации (речь, письменность), а также социальные информационно-распорядительные структуры. Опыт, умение и мастерство отдельных людей передавались подрастающему поколению. Те, в свою очередь, проверяли, отрабатывали, совершенствовали и накапливали опыт жизнедеятельности предков и передавали его потомкам. На заре развития человечества, когда еще не было письменности, знания предков передавались в виде своеобразных песнопений, гимнов, сказаний и заклинаний. Появление письменности привело к возникновению различных банков коллективных знаний – науки, религии и искусства.