Функциональные свойства интеллекта. Отличие живой материи от неживой. Роль интеллекта в жизнедеятельности организма, страница 18

Какой вид образных сигналов станет для человека доминирующим, зависит от многих причин, в первую очередь от врожденных свойств соответствующих сенсорных систем и приобретенных в первые годы жизни навыков. В соответствии с выбранным видом сигналов в полевой структуре в совершенстве развивается только один информационный канал – тот, который обеспечивают обработку этого вида образных сигналов. Человек может пользоваться и зрительным, и акустическим, и моторным каналами, но наиболее часто обращается к одному из них. Именно этот канал и является ведущим информационным каналом, связывающим человека с внешним миром.

Образы, которыми оперируют Подсознание и Сознание, зависят от того, какой из трех информационных каналов является ведущим. Например, в своей речи человек автоматически использует слова (глаголы, наречия и причастия), присущие своему ведущему виду восприятия [6].

В таблице 3.1 приведены слова и выражения, которые часто используют люди с различными ведущими каналами связи [28].

Таблица 3.1

Ведущий информационный канал

Зрительный

Слуховой

Моторный

Четко вижу, рад видеть, пролить свет, при ближайшем рассмотрении, отрадно видеть, рассматривать, с моей точки зрения, под углом зрения, в фокусе, ярко, смутно, вижу суть вопроса, перспективы, это выглядит.

Рад слышать, звучит не плохо, прислушайтесь, по правде говоря, скажите мне, неслыханное безобразие,  не пропустите мимо ушей, громко, мелодично, тихо, слово за слово.

Чувствую, ощущаю, схватываю, уловил идею, пальцем не пошевелю, меня это задевает, печенкой чувствую, я свяжусь с вами, погодите, дурно пахнет, почувствовать суть, ухватить мысль, зажатый, скованный, толстокожий, удобно, остро, тяжело.

Включается тот или иной информационный канал биокомпьютера с помощью «клавиатуры». Эту функцию в нашем организме выполняют глазницы. «Клавиатура» имеет семь функциональных «кнопок». Глазные яблоки, двигаясь синхронно, как компьютерная мышка, включают эти «кнопки». Кроме информационного канала с помощью этой «клавиатуры» запускается мыслительный процесс и задается программа обработки информации [28].

На рисунке 3.3 представлена условная схема (для правши) ментальной клавиатуры человека, так называемый «паттерн» [6]. Когда оба глаза внимательно и сосредоточенно смотрят на какой-либо объект, то оптические оси глаз направлены под углом друг к другу. При таком положении глаз в глазнице включается центральная «кнопка», которая запускает режим приема информации от органов чувств и решения одной из трех задач: ориентации в пространстве, разведки или наведения на цель (прицеливания).

Если взгляд рассредоточенный, оси глаз параллельны, человек вроде смотрят, но особо не видит, это означает, что Разум занят внутренней обработкой информации. Из схемы видно, что для обращения к памяти глаза уходят влево, для обработки информации и формирования решения, глаза перемещаются вправо. Чтобы изменить вид используемых образов (зрительных, слуховых, динамических), глаза должны перемещаться в вертикальной плоскости, сверху вниз.

Рисунок 3.3 – Схема «клавиатуры» биокомпьютера.

Из рассмотренного понятно, почему глаза человека называют «воротами души». По глазам видна работа ума. Если, например, человека–правшу спросили: «Где ты был вчера?», и его глаза перемещаются в левый верхний угол, то, значит, у него ведущим является зрительный канал, и он вспоминает вчерашние события. А если его глаза переместились вправо, то значит, его Разум по какой-то причине скрывает правду и придумывает другой ответ.

При остановке рассеянного взгляда процесс мышления останавливается. Для включения мышления необходимо заставить глаза двигаться. Например, в одной школе детей учили грамотно писать таким образом. Когда в диктанте встречалось трудное слово, учитель резко поднимал правую руку вверх и делал щелчок. Когда ребята бросали взгляд на его руку, их глаза перемещались в левый верхний угол, то есть в отдел зрительной памяти, и дети сразу вспоминали нужное правило. Специалисты дали высокую оценку результатам обучения.