Функциональные свойства интеллекта. Отличие живой материи от неживой. Роль интеллекта в жизнедеятельности организма, страница 20

Например, мат у русского человека вызывает определенные мыслеобразы, которые воздействуют на выработку мужского гормона, повышающего психическую силу, как у мужчин, так и у женщин. Поэтому такая неформальная лексика используется мужчинами для активизации и мобилизации в экстремальных условиях, подростками при формировании мужественности. У женщин, использующих мат, создается избыток мужского гормона, от чего их организм грубеет, вплоть до изменения первичных половых признаков. На иностранцев мат не производит такого влияния.

Руководящий центр контролирует работу Сознания и Подсознания, обеспечивает их согласованное взаимодействие, разрешает конфликтные ситуации между ними, вырабатывает стратегию и тактику поведения человека и принимает решения. Разум человека выдает свое решение в виде мыслеобраза, который переводится Сознанием и Подсознанием в состояние мышц тела и передается в нейронные структуры мозга. Задача последнего – распределить их по всем мышцам и мускулам тела. Командные сигналы, переданные через Сознание, формируют речевые сообщения и целенаправленные движения. Сигналы, переданные через Подсознание, вызывает у человека определенные мимику, жесты и позу, изменяет тембр и интонации голоса и т.д. Поэтому, если хочешь узнать, о чем думает человек, скопируй его мимику, позу, жесты и прислушайся к появившимся при этом в твоей голове мыслям.

Подсознание является доминирующей из трех систем интеллекта, управляет всеми процессами в организме человека и его поведением в социальной среде [16, 20, 24]. Оно обрабатывает 92% получаемой человеком информации и оперирует генетическими программами, проверенными в процессе эволюционного развития живых существ. Работает Подсознание в форсированном режиме, то есть обрабатывает информацию в ускоренном масштабе времени. Однако эта система интеллекта не может отличить созидательной программы от разрушительной. Поэтому она с одинаковым успехом реализует как негативные мысли, связанные со страхом, завистью и злобой, так и смелые благородные порывы.

Сознание – эволюционно самая молодая система интеллекта. На него возложена функция согласования мыслительного процесса с реальным масштабом времени. Вследствие этого Сознание обладает низкой информационной производительностью – обрабатывает только 8% информации, получаемой человеком. Оно оперирует стереотипами мышления, выработанными в результате усвоения коллективных знаний.

В отличие от Подсознания эта система интеллекта способна анализировать события и ситуации с учетом опыта многих поколений людей и может отличить конструктивную мысль от разрушительной. Поэтому на эту систему интеллекта возложены функции осознания проблем, определения приоритетов целей, принятие продуманных решений и направление деятельности Разума.

Все три системы интеллекта работают параллельно, взаимно дополняя друг друга. Однако в зависимости от возраста, накопленного опыта, воспитания и других условий влияние той или иной системы интеллекта на поведение человека различно.

Например, у детей отсутствует собственный опыт, социальные программы поведения только начинают усваиваться, а значит эмпирическая и социологическая системы интеллекта еще не развиты. Поэтому поведение детей, особенно маленьких, управляется в основном Подсознанием – генетической системой интеллекта. Этим объясняется проницательность детской души и ее понимание [13]. В процессе обучения дети осваивают язык, приобретают умения, навыки и научные знания, усваивают социальные нормы поведения. Поэтому по мере взросления у человека начинают возрастать роль Сознания, личного опыта и привычек. Взрослые, как правило, отдают предпочтение аналитическому, рациональному подходу к окружающему миру, не прислушиваются к своей интуиции, часто пренебрегают сигналами Подсознания, что постепенно ослабляет его.