Функциональные свойства интеллекта. Отличие живой материи от неживой. Роль интеллекта в жизнедеятельности организма, страница 12

Познавательный контур оперирует с информацией, имеющей высокий уровень новизны и требующей длительное время обработки для распознавания, анализа, поиска закономерностей и выработки рациональной программы поведения. При решении этих сложных задач используются информационно емкие модели, множество признаков и критериев для их сравнения и оценивания, разнообразные исследовательские действия, обеспечивающие раскрытие сущности нового объекта, поиск и выбор эффективной программы поведения. 

Поведенческий контур оперирует упрощенными моделями и минимальным количеством признаков для их распознавания. Программы, отобранные в процессе обучения, многократно проверены на собственной практике и не имеют лишних движений, действуют строго целенаправленно и реализуются с высоким быстродействием.

Работа этих двух контуров управления наблюдается повсеместно. В процессе обучения каким-либо практическим действиям все органы чувств человека, особенно зрение и проприоцепторы мышц, работают с максимальной информационной нагрузкой: каждое движение рук или ног совершается в замедленном темпе и сопровождается взглядом. Однако после обучения все движения выполняются автоматически с четким соблюдением необходимого ритма и последовательности. Например, когда человек учится водить машину, он сосредоточен, ездит медленно, часто останавливается, делает много лишних движений, ищет взглядом каждый указатель и каждый рычаг управления. Опытный водитель в процессе вождения может разговаривать на отвлеченные темы, переводить взгляд на посторонние объекты и при этом быстро и автоматически анализировать дорожную ситуацию, не глядя, правильно находить нужные кнопки и рычаги управления.

В практической деятельности человека эмпирическая система интеллекта играет важную роль. Именно с ее помощью, человек ходит, выполняет доведенные до автоматизма движения по координации и пространственной ориентации, производственные операции и другие виды работ, приобретает полезные для жизнедеятельности навыки, умения и мастерство.

2.9. Социологическая система интеллекта

Социологическая система интеллекта обеспечивает усвоение коллективного опыта, накопленного человечеством, его использование в индивидуальной деятельности человека и дальнейшее развитие. Эта система оперирует условными символами в виде обобщенных моделей (материя, время, пространство и т.п.). Для передачи информации используются жесты, движения, знаки, речь, письменность и т.п. В каждом замкнутом сообществе людей в процессе накопления коллективных знаний формируются свои символы для кодирования сообщений. Кодирование и декодирование информации является необходимым условием функционированиия социологической системы интеллекта.

Человеку, как обладателю интеллекта, использующего знания, накопленные другими людьми, свойственны следующие особенности:

² в его головном мозге имеются специальные структуры, которые обеспечивают преобразование и обработку кодированной информации;

² опыт поколений усваивается им только при общении с другими людьми, без этого его интеллект не развиваются выше интеллекта животного;

² человек имеет самый большой период обучения из всех живых существ и сохраняет способность усваивать опыт поколений в течение всей жизни;

²  в него генетически заложены программы поведения, обеспечивающие пополнение и сохранение коллективных знаний, что проявляется в интуитивном стремлении человека:

·  не быть одиноким;

·  подражать (другим людям, животным, стихии и пр.);

·  накапливать жизненный опыт (поисковый рефлекс);

·  получать информацию (рефлекс любопытства);

·  познавать непознанное (вечный поиск истины);

·  вносить свой вклад в коллективный интеллект («На миру и     смерть красна»);

·  обучать подрастающее поколение, передавая ему личный опыт выживания и накопленные знания;

·  защищать коллективные знания от искажений и нарушений.