Теоретические основы управления качеством таможенных услуг. Анализ управления качеством таможенных услуг в таможенных органах, страница 4

Российские ученые и специалисты также многократно обращались и продолжают обращаться к трактовке понятия «качество» применительно к различным объектам исследования.

Например, В.Ю. Огвоздин указывает на нецелесообразность связи понятия «качество» с удовлетворением потребностей и предлагает следующее определение: «Качество – это совокупность объективно существующих свойств и характеристик продукции или услуги, уровень которых определяется сортностью или другими оценками качества, характеризующими потребительную стоимость продукции».

Таким образом, в настоящее время многие ученые связывают понятие "качество" с удовлетворением определенных ожиданий и запросов потребителей в отношении того или иного товара или услуги.

Рассматривая сущность категории качества, стоит упомянуть о признанной в мировом сообществе концепции стандартизации. В соответствии со стандартом ИСО 9000:2005 под качеством понимается степень, с которой совокупность присущих характеристик соответствует требованиям.

В системе национальных стандартов РФ, раскрывающих вопросы предоставления услуг населению (ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения»; ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг»; ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»), качество услуги трактуется как совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные и предполагаемые ожидания потребителя. [6]

Так как таможенные услуги связаны с зашитой национальной экономики и обеспечением государственной безопасности, то необходимо рассматривать качество таможенных услуг в первую очередь в рамках выполнения государственных функций. В таком случае оно означает степень реализации данных функций при осуществлении внешнеторговой деятельности. При этом основным критерием оценки уровня качества должна выступать степень удовлетворения требований потребителей – участников ВЭД и выполнения функций таможенных органов в рамках реализации государственной политики. [13]

Так как понятия «таможенная услуга» и «качество таможенных услуг» нормативно не закреплены, то и управление качеством таможенных услуг не имеет четкого и общего определения. Поэтому далее рассмотрим сущность и содержание понятия управления качеством таможенных услуг.

1.3. Управление качеством таможенных услуг

Преждеᅟ чемᅟ переходитьᅟ кᅟ понятиюᅟ управленияᅟ качествомᅟ таможенныхᅟ услуг,ᅟ следуетᅟ определитьᅟ сущностьᅟ понятияᅟ управления.

Современныйᅟ экономическийᅟ словарьᅟ раскрываетᅟ понятиеᅟ управлениеᅟ следующимᅟ образом:ᅟ «Управлениеᅟ –ᅟ сознательноеᅟ целенаправленноеᅟ воздействиеᅟ соᅟ стороныᅟ субъектов,ᅟ органовᅟ наᅟ людейᅟ иᅟ экономическиеᅟ объекты,ᅟ осуществляемоеᅟ сᅟ цельюᅟ направитьᅟ ихᅟ действияᅟ иᅟ получитьᅟ желаемыеᅟ результаты».ᅟ [21]

Говоряᅟ обᅟ управлении,ᅟ необходимоᅟ определитьᅟ егоᅟ специфику.ᅟ Большаяᅟ экономическаяᅟ энциклопедияᅟ определяетᅟ спецификуᅟ управленияᅟ вᅟ целенаправленномᅟ воздействииᅟ наᅟ процессыᅟ совместнойᅟ деятельностиᅟ людей,ᅟ обращенномᅟ наᅟ согласованиеᅟ ихᅟ мненийᅟ иᅟ совместимостьᅟ ихᅟ деятельности.ᅟ Приᅟ этомᅟ согласованиеᅟ предполагаетᅟ выборᅟ необходимыхᅟ действий,ᅟ ихᅟ комбинирование,ᅟ определениеᅟ последовательности,ᅟ корректировкуᅟ поᅟ промежуточнымᅟ результатам.ᅟ Этоᅟ указываетᅟ наᅟ наличиеᅟ системыᅟ управления.

Применительноᅟ кᅟ управлениюᅟ качествомᅟ таможенныхᅟ услугᅟ системаᅟ управленияᅟ рассматриваетсяᅟ какᅟ состоящейᅟ изᅟ двухᅟ основополагающихᅟ элементовᅟ –ᅟ субъектаᅟ управленияᅟ иᅟ объектаᅟ управления.ᅟ Субъектомᅟ управленияᅟ выступаютᅟ таможенныеᅟ органы,ᅟ аᅟ объектомᅟ –ᅟ процессᅟ оказанияᅟ таможеннойᅟ услуги.ᅟ [3]