Теоретические основы управления качеством таможенных услуг. Анализ управления качеством таможенных услуг в таможенных органах, страница 11

Сущностьᅟ процессаᅟ управленияᅟ качествомᅟ таможенныхᅟ услугᅟ вᅟ условияхᅟ неопределенностиᅟ иᅟ рискаᅟ схематичноᅟ приведенаᅟ наᅟ рисункеᅟ 7.ᅟ [6]


Рис.ᅟ 7ᅟ Схемаᅟ процессаᅟ управленияᅟ качествомᅟ таможенныхᅟ услугᅟ вᅟ условияхᅟ неопределенностиᅟ иᅟ риска

Какᅟ видноᅟ изᅟ схемы,ᅟ объектᅟ управленияᅟ (процессᅟ оказанияᅟ таможеннойᅟ услуги)ᅟ рассматриваетсяᅟ какᅟ процесс,ᅟ которыйᅟ имеетᅟ входᅟ иᅟ выход.ᅟ Входᅟ процессаᅟ формируетᅟ наборᅟ требованийᅟ внешнейᅟ средыᅟ (системы),ᅟ которыйᅟ складываетсяᅟ изᅟ требованийᅟ участниковᅟ ВЭДᅟ какᅟ непосредственныхᅟ потребителейᅟ такойᅟ услуги.ᅟ Стоитᅟ учитывать,ᅟ чтоᅟ государствоᅟ какᅟ заказчикᅟ такжеᅟ формируетᅟ определенныеᅟ требования,ᅟ илиᅟ критерииᅟ оказанияᅟ услуги,ᅟ чтоᅟ вытекаетᅟ изᅟ ееᅟ двойственностиᅟ природы.ᅟ Выходомᅟ процессаᅟ являетсяᅟ самаᅟ таможеннаяᅟ услуга,ᅟ качествоᅟ которойᅟ выступаетᅟ главнымᅟ показателемᅟ уровняᅟ оказаннойᅟ услуги.

Следуетᅟ отметить,ᅟ чтоᅟ существеннымᅟ моментомᅟ вᅟ процессеᅟ управленияᅟ качествомᅟ таможенныхᅟ услугᅟ вᅟ условияхᅟ неопределенностиᅟ иᅟ рискаᅟ являетсяᅟ процедураᅟ оценкиᅟ качестваᅟ оказаннойᅟ услуги.ᅟ Оказаннаяᅟ таможеннаяᅟ услугаᅟ (показатели,ᅟ характеризующиеᅟ ее)ᅟ сравниваетсяᅟ сᅟ требованиями,ᅟ предъявляемымиᅟ кᅟ ней,ᅟ аᅟ затемᅟ либоᅟ принимаетсяᅟ (вᅟ случае,ᅟ еслиᅟ полученныеᅟ показателиᅟ соответствуютᅟ илиᅟ превышаютᅟ поᅟ качествуᅟ требуемые)ᅟ заказчикомᅟ иᅟ потребителем,ᅟ либоᅟ принимаютсяᅟ корректирующиеᅟ действия.

Источникамиᅟ возникновенияᅟ рискаᅟ являютсяᅟ различногоᅟ родаᅟ неопределенностиᅟ –ᅟ опасностиᅟ иᅟ угрозы,ᅟ такᅟ называемыеᅟ факторыᅟ риска.

Классифицируяᅟ факторыᅟ рискаᅟ поᅟ критериюᅟ принадлежностиᅟ принятоᅟ разделятьᅟ ихᅟ наᅟ внутренниеᅟ иᅟ внешние.ᅟ Внутренниеᅟ факторыᅟ являютсяᅟ результатомᅟ деятельностиᅟ персоналаᅟ всехᅟ уровнейᅟ структурнойᅟ организацииᅟ предприятия,ᅟ качестваᅟ управленияᅟ иᅟ принятияᅟ решений,ᅟ планирования,ᅟ совершенстваᅟ технологическихᅟ процессовᅟ иᅟ т.д.ᅟ Внешниеᅟ факторыᅟ возникаютᅟ заᅟ пределамиᅟ организации,ᅟ этоᅟ такᅟ называемыеᅟ факторыᅟ ееᅟ внешнейᅟ среды.[6]

Вᅟ сфереᅟ таможеннойᅟ деятельностиᅟ кᅟ внешнимᅟ факторамᅟ рискаᅟ относятся:

·  нестабильностьᅟ таможенногоᅟ законодательстваᅟ (вᅟ частностиᅟ измененияᅟ вᅟ рамкахᅟ Таможенногоᅟ союза);

·  непредсказуемостьᅟ интенсивностиᅟ товаропотока;

·  неопределенностьᅟ относительноᅟ замыслаᅟ иᅟ намеренийᅟ участникаᅟ ВЭД;

·  низкийᅟ уровеньᅟ взаимодействияᅟ таможенныхᅟ органовᅟ сᅟ другимиᅟ правоохранительнымиᅟ иᅟ контролирующимиᅟ органами;

·  неполнотаᅟ иᅟ непредсказуемостьᅟ информацииᅟ оᅟ деятельностиᅟ таможенныхᅟ органовᅟ наᅟ долгосрочнуюᅟ перспективуᅟ иᅟ др.

Кᅟ внутреннимᅟ факторамᅟ рискаᅟ относятся:

·  неполнотаᅟ информацииᅟ оᅟ целях,ᅟ интересах,ᅟ поведенииᅟ работниковᅟ таможенныхᅟ органов;

·  недостаточнаяᅟ глубинаᅟ иᅟ частотаᅟ контроля,ᅟ вᅟ томᅟ числеᅟ послеᅟ выпускаᅟ товаров;

·  недостаточнаяᅟ оснащенностьᅟ таможенныхᅟ органовᅟ техническимиᅟ средствамиᅟ таможенногоᅟ контроля;

·  неполнотаᅟ сведенийᅟ оᅟ характеристиках,ᅟ параметрах,ᅟ показателяхᅟ процессаᅟ оказанияᅟ таможенныхᅟ услуг.

Данныеᅟ факторыᅟ риска,ᅟ вызванныеᅟ явлениямиᅟ неопределенности,ᅟ создаютᅟ рисковыеᅟ ситуацииᅟ иᅟ являютсяᅟ источникамиᅟ рисков.ᅟ Действеннымᅟ механизмом,ᅟ обеспечивающимᅟ удовлетворениеᅟ интересовᅟ государстваᅟ иᅟ эффективнуюᅟ реализациюᅟ таможенныхᅟ функций,ᅟ можноᅟ считатьᅟ управлениеᅟ риском.ᅟ Сущностьᅟ такогоᅟ управленияᅟ качествомᅟ сводитсяᅟ кᅟ обеспечениюᅟ минимумаᅟ отклоненияᅟ конечногоᅟ результатаᅟ отᅟ установленногоᅟ (приемлемого)ᅟ целевогоᅟ значенияᅟ показателейᅟ достиженияᅟ целей.

Такимᅟ образом,ᅟ учетᅟ неопределенностиᅟ иᅟ рискаᅟ вᅟ управленииᅟ качествомᅟ таможенныхᅟ услугᅟ являетсяᅟ перспективным,ᅟ а,ᅟ следовательно,ᅟ иᅟ эффективнымᅟ направлениемᅟ повышенияᅟ качестваᅟ этихᅟ услуг.

3.2.Перспективыразвитияуправлениякачествомтаможенныхуслуг