Реконструкция автодороги. Инженерные решения по реконструкции дороги в плане и продольном профиле. Особенности перестройки земляного полотна при реконструкции дороги, страница 9

где D - наружный диаметр трубы, м: а - толщина слоя фильтровой обсыпки, м.-Ч0*'

Обычно для дренажа используют трубы с внутренним диаметром от 5 до 10 см.

Правильно заложенный дренаж способствует осушению песчаного слоя существующей дорожной одежды, что обуславливает уменьшение зимнего вспучивания и повышения моду­ля упругости грунта верхней части земляного полотна.

В последние годы широкое распространение получают полимерные гофрированные перфорированные трубы. Морозное пучение или отдельные просадки не оказывают сущест­венного влияния на работу устроенного из них дренажа. Главное их преимущество состоит в очень малом количестве стыков, являющихся по­тенциальной причиной закупорки труб грунтовыми частицами. Известны случаи, когда дре­нажи с полимерными трубами находятся в отличном состоянии после 20 лет эксплуатации.

Усиление существующей дорожной одежды только щебеночным слоем с асфальтобе­тонным покрытием без применения дренажей или теплоизоляционного слоя требует устрой­ства конструктивных слоев большой толщины. Такой метод усиления экономически оправ­дан лишь при наличии дешевых местных каменных материалов.

6.6 Повышение устойчивости откосов реконструируемого земляного полотна

При реконструкции повысить устойчивость откосов возможно за счет сравнительно не­сложных инженерных мероприятий.

Если поверхностные деформации на откосах распространяются на большую глубину, то их засыпают грунтом земляного полотна.

Предварительно бульдозером нарезают на откосе борозды и укладывают грунт горизонталь­ными слоями, тщательно уплотняя вибротрамбовкой.

В местах выхода на откосы выклинивающихся вод откос снизу подрезают, устраивая, в зависимости от глубины выемки полку шириной 1-3 м, и укладывают трубчатую дрену диа­метром 0.15м с обратным .фильтром (рисунок 6.5).

Перфорированную трубу целесообразно предварительно обернуть синтетическим не­тканым материалом или стеклотканью.

6.8 Производство работ по возвышению земляного полотна и исправлению продольного профиля

Реконструкция насыпей, особенно высоких, с поднятием их бровок является техниче­ски трудной задачей.

При подъеме земляного полотна на величину большую, чем проектная толщина дорож­ной одежды с коэффициентом прочности Кпр > 0,8, дорожную одежду целесообразно вскирковать (разрушить) и использовать для устройства подстилающего слоя дорожной одежды.

При коэффициенте прочности дорожной одежды Кпр < 0,6, особенно на пучинистых участках, существующую дорожную одежду не следует оставлять в теле земляного полотна.

Удалив дорожную одежду, грунт в корыте разрыхляют на глубину 10 см. Затем корыто заполняют таким же грунтом, как в земляном полотне с послойным уплотнением до

Ко=1,03*1,05.

После заделки корыта необходимо земляное полотно спрофилировать, придав его по­верхности двускатный поперечный профиль с уклоном не менее 40 %о, а затем послойно его засыпать до проектной отметки.

Для достижения необходимой степени уплотнения, нужно чтобы естественная влаж­ность связных грунтов составляла (0,9-^1,1) Wo, песчаных - (0,8-5-1,2) W0. При связных грунтах необходимо 14-16 и при песчаных 10-12 проходов по одному следу.

В случае досыпки земляного полотна крупнообломочными, гравелистыми, грунтоще-беночными и малосвязными грунтами, содержащими до 5-6 % глинистых частиц, целесооб­разно вести уплотнение виброкатками массой 4-5 т при толщине слоя до 40 см. Песчаные грунты можно уплотнять более тяжелыми катками при толщине слоя до 60 см и число про­ходов от 3 до 4, но со строгим соблюдением оптимальной влажности.

Сопряжение мест замены грунта на пучинистых участках с соседними неперестраивае­мыми следует осуществлять в виде клина с крутизной откоса вдоль его оси 1:10 (рису­нок 6.И).

Независимо от свойств заменяющего грунта с низовой стороны перестраиваемого участка по ходу продольного уклона в нем надлежит устроить на полную ширину земляно­го полотна поперечную прорезь глубиной до грунта старого земляного полотна, уложив в нее трубу диаметром d=80-100 мм. Если стенки трубы водонепроницаемы, как, например, у асбестоцементных, то до половины диаметра трубы нужно ее перфорировать или нарезать пропилы через каждые 30-50см (рисунок 6.12).

Трубу обертывают стеклотканью или синтетическим материалом типа «бидим». Вместо асбестоцементных или гончарных труб в последнее время применяют трубофильтры с пла­стмассовыми вкладышами (рисунок 6.13).

Перестройка дорожных одежд на реконструируемых дорогах

7.1 Особенности использования старой дорожной одежды

При реконструкции дорог старую дорожную одежду можно использовать различными способами. Самый простой из них и наиболее удобный для строителей состоит в усилении старой дорожной одежды без ее уширения.

Однако реконструкция дорог практически всегда включает в себя уширение земляного полотна и проезжей части. Поэтому использование старой дорожной одежды с необходимо­стью ее уширения - наиболее часто встречающийся вариант.

Одностороннее уширение проезжей части усложняет работы, так как смещение оси, делает необходимым несимметричное усиление дорожной одежды. Поэтому даже при одно­стороннем уширении полотна сохраняют ось проезжей части неизменной. Уширение проез­жей части, особенно, если оно небольшое, всегда выполняют симметрично с двух сторон. Однако при реконструкции не удается ограничиться только уширением и усилением проез­жей части. На отдельных участках приходится смягчать продольные уклоны или выравни­вать пилообразную проектную линию, что вызывает необходимость поднятия рабочих отме­ток над существующей дорогой на большую величину, чем необходимая толщина усиления одежды. В этом случае для упрощения производства работ строят новую дорожную одежду на «погребенной» старой.

При расчетах элементов одежды нужно учесть, что «старая» одежда служит морозо­устойчивыми водонепроницаемым слоем.

Иногда материалы старой дорожной одежды применяют в конструкциях новой дороги или используют на других объектах. Особые проблемы возникают при реконструкции дорог с цементобетонными покрытиями или покрытиями на цементобетонных основаниях. Их полное использование невозможно из-за потери бетоном прочности.