Реконструкция автодороги. Инженерные решения по реконструкции дороги в плане и продольном профиле. Особенности перестройки земляного полотна при реконструкции дороги, страница 7

При наличии усовершенствованных водонепроницаемых покрытий грунты верхней части земляного полотна через 15-20 лет сильно «стареют», т.е. превращаются в оглеенные и при этом их прочность также постепенно снижается.

ОТКОСЫ глубоких выемок и высоких насыпей подвержены следующим деформациям:

а) сползание дернового покрова по откосу выемки, происходящее в основном при связ­ных грунтах после оттаивания;

б) воронкообразные выносы, образующиеся в местах выклинивания грунтовой воды;

в) поверхностные сплывы грунтов при просачивании из откосов грунтовой воды;

г) просадка с образованием уступов и оползней.

Плоскость сползания обычно совпадает с границей сезонного промерзания, сплывы чаще наблюдаются на южных откосах. Таким образом, деформации земляного полотна все­гда связаны с морозным пучением, сплывами, размывом откосов, а также с размывом канав и обочин, что и определяет необходимость при реконструкции дорог изучать их водно-тепловой режим.

6.2 Связь пучинооброзования с водно-тепловым режимом земляного полотна

Процесс пучинообразования является круглогодичным и его интенсивность характери­зуется пятью стадиями увлажнения.

Первая стадия - начальная, связанная с осенним периодом увлажнения и продолжаю­щаяся до установления среднесуточной температуры воздуха - 5°С. В это время пучение еще не наблюдается. Модуль упругости грунтов всего на 10-15 % меньше, чем летом.

Вторая стадия - это зимнее накопление влаги при незначительной скорости промерза­ния (т.е. Vnp < 2.5 см/сут) обуславливающее интенсивное льдообразование, сопровождаю­щееся неравномерным морозным пучением покрытия, приводящим к ухудшению его транспортно-эксплуатационных качеств. При сильных морозах (Vnp > 4,5 см/сут.) граница промерзания опускается быстро и влага из более глубоких теплых слоев грунта не успевает пере­меститься в верхнюю часть земляного полотна, что еще больше усиливает пучение. Напомним, что скорость промерзания определяется по оси дороги (рисунок 6.1).

Третья стадия - вымерзание воды и установление равновесного состояния влаги в верхней части земляного полотна, что и обуславливает максимальное пучение.

Четвертая стадия - насыщение земляного полотна влагой и уменьшение пучения с од­новременным снижением модуля упругости грунтов.

Так как процесс изменения влажности земляного полотна зависит от скорости оттаива­ния, то в годы с затяжной весной деформации на покрытиях почти не наблюдаются. При дружной весне, наоборот, увеличивается количество деформаций на покрытиях из-за сниже­ния прочности грунта и материала подстилающего слоя.

Пятая стадия - восстановление летнего водно-теплового режима земляного полотна при полном оттаивании.

Следует отметить, что рассмотренная закономерность изменения влажности относится лишь к верхней части земляного полотна глубиной до (2,5-г-3,0) D от поверхности проезжей части, где D - диаметр отпечатка колеса расчетного автомобиля.

Влажность грунтов, залегающих ниже 1,5-1,8 м, остается почти постоянной в течение года. Эта закономерность во времени высматривает следующим видом:

На влажность верхней части земляного полотна оказывают существенное влияние тип покрытия и общая толщина дорожной одежды. G ее увеличением уменьшаются пределы ко­лебания влажности, а также модуль упругости грунтов. При толщине современных дорож­ных одежд 0,65-0,85 м влажность верхней части земляного полотна изменяется в соответст­вии с синусоидой среднегодичного цикла, что упрощает теорию расчета его водно-теплового режима.

Циклическое изменение водно-теплового режима земляного полотна, особенно в зоне хвойно-лиственных лесов с подзолистыми и заболоченными грунтами сопровождается уси­ленным протеканием процессов оглеения.

Во II дорожно-климатической зоне через 15-20 лет службы дороги прочность покров­ных глинистых грунтов, уложенных в насыпь или прикрытых водонепроницаемой дорожной одеждой, при нулевом профиле земляного полотна значительно снижается.

Оглеенные глинистые грунты почти всегда находятся в земляном полотне в увлажнен­ном состоянии, представляя собой при относительной влажности более (0,75-0,8) WT илова­тую упруго-вязкую массу зеленоватой окраски. Структура таких грунтов иная, чем в резер­вах, из которых возводилась насыпь. Модуль упругости их в 2-3 раза меньше, чем грунтов придорожной полосы при одинаковой степени плотности. Такое изменение грунтов в земля­ном полотне (их «старение») происходит тем медленнее, чем выше рабочая отметка насыпи. Поэтому при реконструкции дорог особое внимание следует уделять участкам с заниженным земляным полотном, принимая для них больший коэффициент запаса прочности при проек­тировании дорожных одежд.

В соответствии с рассмотренными выше закономерностями и следует изучать состоя­ние земляного полотна перед его реконструкцией. При этом морозное пучение нужно опре­делять во время третьей стадии, а значение модуля упругости грунта - при четвертой стадии.

6.3 Расчетные характеристики грунтов земляного полотна

Для расчета толщины дорожных одежд на реконструируемых участках дорог необхо­димо располагать такими характеристиками грунтов, как модуль упругости ео, сцепление с, угол внутреннего трения <р, удельный избыток воды q, поступающей при оттаивании, отно­сительный коэффициент морозного пучения К„уч и глубина промерзания z. Прочность до­рожных одежд прежде всего зависит от прочности земляного полотна.

Наиболее распространенным критерием прочности грунтов является их модуль упруго­сти, который с необходимой надежностью может быть определен непосредственно на земля­ном полотне.

Модуль упругости грунтов земляного полотна может быть также определен расчетом по результатам испытаний дорожных одежд передвижными и испытательными установками. Иногда применяют установки динамического нагружения, которые позволяют не только оп­ределить расчетные значения модуля ео, но и обоснованно назначать толщину отсыпаемых слоев грунта и требуемое количество проходов уплотняющих машин, обеспечивающие од­нородность земляного полотна.