Реконструкция автодороги. Инженерные решения по реконструкции дороги в плане и продольном профиле. Особенности перестройки земляного полотна при реконструкции дороги, страница 4

Дорогу анализируют по каждому из влияющих на безопасность факторов, выделяя одно­родные участки. При назначении их границ учитывается также, что влияние каждого из мест, где возникают те или иные помехи движению, распространяется на некоторое расстояние. Ве­личина его может быть оценена как зона снижения скорости на эпюре скоростей движения. Границы каждого из выделенных участков указывают в соответствующей графе, выпи­сывая из таблиц соответствующие значения коэффициентов аварийности. Итоговый коэффи­циент аварийности определяют перемножением частных коэффициентов.

Опасными принято считать участки, имеющие итоговый коэффициент аварийности бо­лее 20 в равнинной однообразной местности и 40 условиях пересеченного рельефа, где води­тели ездят с большей осторожностью. Такие участки желательно перестраивать в процессе ре­конструкции или капитального ремонта.

График коэффициента аварийности позволяет наметить мероприятия по повышению безопасности движения и оценить их сравнительную эффективность. Безопасность на пересечении с местной дорогой может быть достигнута вырубкой нескольких деревьев аллеи, чтобы видимость увеличилась до 60 м.

В населенном пункте увеличение радиуса кривой до 600 м снижает степень опасности проезда этого участка до уровня, характерного для остальной части деревни. Интересно также, что если в результате постройки параллельной дороги, на нее перейдет 4000 транзитных автомобилей в сутки, существующая дорога может считаться достаточно безопасной для местного движения интенсивностью до 1000 авт/сут.

На многих участках существующей сети дорог приходится сталкиваться с периодиче­ским возникновением опасных мест.

Проанализируем эпюру итоговых коэффициентов аварийности на исходный период (1990 г). Видим, что все пики графика итоговых коэффициентов аварийности расположены ниже верхнего предела его допустимых значений. На дороге требовалось лишь выполнение работ по содержанию и простейших мероприятий по организации движения (разметка, пра­вильная расстановка дорожных знаков). К 1995 г. интенсивность движения возросла. На гра­фике коэффициентов аварийности ордината влияния моста превысила допустимое значение, и потребовалась реконструкция этого участка. Наиболее целесообразна замена моста много­очковой трубой с уширением земляного полотна, что полностью «срезает» пик на графике.

На следующий расчетный срок (2000 г.) дальнейшее возрастание интенсивности снова привело к росту пиков, учитывающих влияние кривых в плане. Теперь окажется необходи­мым провести работы по увеличению радиуса первой кривой. Однако по местным условиям не удается увеличить его до величин, полностью устраняющих влияние кривой в плане На второй кривой в связи с небольшим превышением итоговым коэффициентом аварийности предельного значения можно ограничиться устройством срезки для увеличения видимости в тане. В пределах населенного пункта пик графика понижается до допустимого значения благодаря устройству тротуаров для пешеходов. Величина, до которой снижается в результа­те проведенных работ итоговый коэффициент аварийности, показана на графике пунктир­ными линиями на пиках графика.

Таким образом, в данном случае удалось обеспечить на некоторое время безопасность движения выполнением простых мероприятий, доступных дорожно-эксплуатационной службе.

На следующий расчетный срок 2005 г. эпюра коэффициентов аварийности снова воз­растет, причем на ней вновь появится ряд пиков, сглаженных в результате предшествовав­ших работ. Объем работ по устранению опасных мест настолько увеличится, охватив по су­ществу всю дорогу, что станет необходимой ее полная перестройка под более высокую кате­горию. Возможен вариант строительства новой параллельной дороги, которая восприняла бы на себя часть грузопотока.

Эксплуатация многих существующих дорог в условиях быстро возрастающей интенсивности движения связана с периодическим возник­новением на дороге зон повышенной опасности дорожно-транспортных происшествий и с необходимостью систематического проведения мероприятий по их выборочной реконструк­ции.

4 Инженерные решения по реконструкции дороги в плане и продольном профиле.

4.1 Исправление трассы дороги в плане.

Исправление трассы в плане может вызываться:

а)  необходимостью устранения необоснованной извилистости дороги, вызывающей перепробеги автомобилей и создающей опасность дорожно-транспортных происшествий;

б) необходимостью обхода населенных пунктов;

в) улучшения пересечений малых водотоков и других автомобильных и железных дорог;

г) увеличения радиусов кривых в плане;

д) улучшения водоотвода.

Следует отметить, что старые дороги, создававшиеся десятилетиями путем постепен­ного улучшения проселочных дорог, проходивших по возвышенным сухим местам и оги­бавших даже самые незначительные препятствия, имеют совершенно неоправданную изви­листость.

Следует отметить, что действующие нормативные документы рекомендуют при воз­растании интенсивности движения реконструировать дорогу без существенного изменения ее трассы, если ее основным назначением является обслуживание местных транспортных связей между промежуточными пунктами, а транзитное сообщение невелико. При большом транзитном движении часто целесообразнее отказаться от реконструкции и пойти на строи­тельство новой.

Дороги III-V категорий совмещаются с существующими без ограничений.

Несомненно, что необходимость максимально использовать существующую дорогу и ее полосу отвода при реконструкции определяет несколько большую извилистость, чем допускается при новом строительстве. При этом извилистость, являющуюся следствием проложения трассы новой дороги по направлению старой дороги, необходимо устранять без вы­хода за пределы существующей полосы отвода.

Дорогу спрямляют обычно короткими участками, чтобы в наибольшей степени использовать существующее земляное полотно и дорожную одежду, если они не подвержены пучинообразованию.

При устранении извилистости трассы можно не только спрямлять отдельные участки но и вводить кривые больших радиусов, объединяющие несколько коротких прямых и кривых.