Реконструкция автодороги. Инженерные решения по реконструкции дороги в плане и продольном профиле. Особенности перестройки земляного полотна при реконструкции дороги, страница 11

Следует помнить, что требуемая величина уширения зависит от категории реконструи­руемой дороги и может составлять 1,5-3,0 м и более. Способ уширения дорожных одежд зависит:

1) от способов уширения земляного полотна и проезжей части;

2) от необходимости одновременного усиления существующей дорожной одежды. В практике возможны следующие способы:

1 . Одностороннее несимметричное уширение дорожной одежды на величину >2 м. Технология работ следующая:

а) срезают все земляное полотно с уширяемой стороны;

б) уширяют земляное полотно ниже дорожной одежды;

в) отсыпают дополнительный слой основания;

г) по поверхности уширенного дополнительного слоя основания отсыпают и укатывают материал для уширения основания;

д)  после этого устраивают выравнивающий слой и поверх него укладывают верхний слой покрытия на всю ширину проезжей части.

При уширении проезжей части на меньшую ширину до 2,0 м сохраняют старое земляное полотно, послойно его уширяя. Уширение дорожной одежды устраивают в соответствии с ре­комендациями в траншее, прорываемой вдоль старой дорожной одежды. Схема такого уши­рения следующая (рисунок 7.1).

2. Двустороннее уширение проезжей части также может быть осуществлено двумя спо­собами:

а) уширение только основания и перекрытие полос уширения и старого покрытия но­вым покрытием;

б) уширение старой дорожной одежды только на величину полос уширения, т.е. уст­ройство краевых полос на 0,25-0,75 м.

Уширение проезжей части на 0,25 м является наиболее сложным из-за трудностей ме­ханизации технологических процессов.

Технология работ по устройству на полосе уширения дорожного основания и покрытия по существу не отличается от работ, проводимых по устройству новой дорожной одежды. Схема такого уширения следующая (рисунок 7.2).                                                     

Для обеспечения равнопрочности полосы уширения и основной дорожной одежды толщину каменных слоев уширяемой полосы принимают больше, чем в старой дорожной одежде (рисунок 7.3).

Для лучшей связи уширяемых цементобетонных покрытий с новой бетонной полосой применяется специальная конструкция плиты уширения (рисунок 7.4). 7.5 Устройство краевых полос.

Известно, что краевые полосы укрепляют не только края дорожной одежды, но и по­вышают безопасность движения.

Как вам известно, при наличии краевой полосы и укрепленной обочины пропускная способность дорог увеличивается на 15-30 %. Кроме того, краевые полосы придают автомо­бильной дороге законченный вид и красивое оформление.

Краевые полосы можно устраивать:

а) из сборных плит из белого бетона толщиной 6 см на обычном монолитном бетоне;

б) из монолитного бетона толщиной 20-22 см;

в)  из асфальтобетона, укладываемого одновременно с покрытием проезжей части на том же типе основания отделяемого от основного покрытия линией разметки.

При укладке краевых плит вдоль существующего покрытия выполняют следующие ра­бочие операции:

а) устраивают на обочине ровик для краевой полосы;

б)  выравнивают кромки старого покрытия, обычно имеющие неровности, наплывы и т.п.;

в) выравнивают основание с распределением выравнивающего материала; укладывают и уплотняют слой цементобетонной смеси;

г) укладывают плиты из белого бетона с тщательной подгонкой их к кромке покрытия и подливкой цементного раствора для выравнивания;

д) присыпают грунт со стороны обочины и уплотняют его;

е) заполняют поперечные и продольные швы битумом, битумной мастикой или це­ментным раствором;

ж) организуют уход за краевыми полосами во избежание заезда на них автомобилей до полного затвердения бетона.

Технологическая схема устройства краевой полосы из монолитного бетона имеет вид (рисунок 7.5).

Плиты применяют шириной 0,75 и толщиной 0,2 м. Рекомендуют двухслойные плиты -нижний слой из обычного бетона, а верхний из белого или цветного бетона. Недостаток краевых полос из бетонных плит, в том, что бетон поверхностного слоя скоро начинает ше­лушится и плиты затем разрушается.

Более экономично устраивать краевые полосы из монолитного бетона на месте до строительства дорожной одежды. Для этого применяют боковую деревянную опалубку и передвижные бункеры для цементобетонной смеси. Через каждые 10м обязательно устройство температурных швов.

Краевые полосы из бетона, имеют ряд существенных недостатков. Они становятся по­мехой при поверхностной обработки, и тем более при укладке нового слоя покрытия.

Поэтому наиболее целесообразно устраивать краевые полосы по тому же типу, как и дорожная одежда основной дороги, увеличивая ее ширину, без специальных мероприятий, по улучшению их видимости. Эту роль должна играть краевая линия разметки.

7. 6 Расчет усиления дорожных одежд

В процессе службы дорожные одежды теряют свой первоначальный вид, деформиру­ются, что и обуславливает снижение их прочностных характеристик.

Для оценки прочности дорожной одежды в любой год ее службы Т; при постоянной ин­тенсивности движения nj в пределах от момента открытия движения до конечного года службы Тср, используют зависимости вида:

расчетный модуль упругости на время Т; а и Ъ - постоянные коэффициенты; N   - суммарное количество автомобилей прошедших за время Т.

Основные причины такого снижения прочности одежды - это «усталость» материалов и конструкций, обусловленная измельчением под нагрузкой от колес автомобилей мине­ральных материалов, увеличение их подвижности и полимеризация органических вяжущих.

Для расчета усиления дорожных одежд при изысканиях должны быть собраны сле­дующие данные о дороге и участке усиления:

1) дорожно-климатическая зона;

2) тип местности по условиям увлажнения;

3) глубина залегания грунтовых вод;

4) интенсивность движения на момент реконструкции N;

5) состав и интенсивность движения на 20-летнюю перспективу;

6) показатель роста интенсивности q;

7) конструкция и срок службы существующей дорожной одежды; д

8) толщины конструктивных: слоев и качество материалов в них;

9) данные экспериментального определения прочности дорожной одежды, т.е. Еф. Установив величину расчетного модуля Ер, приступают к конструированию и расчету.