Реконструкция автодороги. Инженерные решения по реконструкции дороги в плане и продольном профиле. Особенности перестройки земляного полотна при реконструкции дороги, страница 10

Для обеспечения нормальной службы новой дорожной одежды старое цементобетонное покрытие или основание разбивают и втрамбовывают в основание. В результате уплотнения поверхность старого покрытия понижается на 3-4 см. По слою, рассматривая его при расчетах прочности дорожной одежды как укрепленное грунтовое основание, возводят новую дорож­ную одежду. При сохранении существующего бетонного покрытия в составе будущей дорож­ной одежды его засыпают слоем песка толщиной 5-10 см, обрабатывают битумом, и уклады­вают новое покрытие.

Различные варианты использования дорожных одежд могут быть сведены в таблицу, руководствуясь которой можно выбирать наиболее рациональный способ реконструкции

7.2 Разборка существующих дорожных одежд

В зависимости от конструкций дорожной одежды и с учетом материалов отдельных конструктивных слоев разборку выполняют сразу на всю толщину одежды или послойно. При разборке отдельно измельчают, снимают и вывозят слои асфальтобетона. Также отдель­но снимают щебеночные, гравийные, шлаковые материалы и булыжный камень разбираемых мостовых.

При разборке облегченных усовершенствованных покрытий, толщина которых превы­шает 8-10 см, предварительно разрыхляют и снимают обработанный вяжущим слой и ис­пользуют его для устройства основания на новой дороге.

Если материал покрытия обработан вяжущим на небольшую толщину и нецелесооб­разно его использовать отдельно, то разбирают и взламывают дорожную одежду на всю толщину, захватывая и верхний слой песка дренирующего слоя.

Для разрыхления сборных дорожных покрытий и уплотненных грунтов можно использо­вать ряд машин, выпускаемых промышленностью серийно - фрезы и рыхлители.

Отметим, что сегодня в ДРСУ поступает более или менее современная техника из Гер­мании, которая проработала там 5-7 лет.

7.3 Способы использования материалов старых дорожных одежд.

Использование старых материалов из дорожных одежд необходимо обязательно обос­новывать. Обычно это обоснование выполняют методом технико-экономического сравнения запроектированных вариантов дорожных одежд.

Усиление старой одежды будет экономически выгодным только при условии

Ану6, «у

где Аб - балансовая стоимость существующей дорожной одежды; А„ - стоимость ново­го строительства; Аб - стоимость усиления.Использование старых материалов целесообразно при условии:

где Ар - стоимость дорожной одежды с использованием старых материалов стоимо­стью Ас. Следует иметь ввиду, что технико-экономические расчеты, связанные с применением материалов старой дорожной одежды имеют смысл только при условии, что материалы еще пригодны для использования в дорожной одежде.

Поэтому при изысканиях на всех характерных участках, но не реже чем в двух местах на 1 км, должны быть взяты пробы из всех конструктивных слоев одежды и песчаного дре­нирующего слоя.

Изменения состава и качества каменных материалов при эксплуатации характеризуют­ся следующими данными (таблица 7,2)

Таблица 7.2     '  >"•*: ni->                                                            ••>}  тгжпм  йопптт»

Материал

Время определения состава

Массовая доля зерен, %, крупностью

более 50 мм

50-5 мм

5 мм- 74 мкм

менее 74 мкм

.-;;;-S;,i,.v«.Tu е?Л1Ь;

Щебень извест­няковый

при распределении по дороге после укатки через 4 года

100 21,3 7,0

63,1 59,0

13,3 29,0

2,3 5,0

при распределении по дороге после укатки через 3 года

100 15-20 10-15

58-63 54-60

15-22 22-30

2,5 2,5-5,0

Щебень из пес­чаника

при распределении по дороге после укатки через 2 года

100 50 37,3

45,4 49,5

4,5 12,7

0,1 0,5

Гравий твердых пород

при распределении по дороге после укатки через 3 года

100 16,4

15,2

64,6 64,9

17,7 18,5

1,3 1,4

В тех случаях, когда старые щебеночные и гравийные материалы прочных пород хоро­шо сохранились и содержат небольшое количество мелких зерен, их используют для строи­тельства подъездных дорог, укрепления обочин и съездов на основную дорогу и в нижних слоях оснований. Для уменьшения дробления щебня при строительстве наиболее целесооб­разно уплотнять щебеночные основания не катками с металлическими вальцами, а катками на пневматических шинах или виброплатформами.

Для обеспечения качества не следует применять в дорожных одеждах реконструируе­мых дорог старые щебеночные и гравийные материалы без предварительного улучшения.

При наличии смесительных машин старый материал можно перемешивать с вяжущими на новом основании. Однако лучше производить обработку на месте разборки старой дорож­ной одежды и готовую смесь перевозить на новое основание.

Еще более ценным материалом на реконструируемых дорогах является асфальтобетон, который может быть успешно использован для устройства верхних слоев дорожных основа­ний. В этом случае для снятия старого асфальтобетона применяют машины, дробящие асфаль­тобетон на мелкие куски размером не более 10-15 см. Измельченный старый асфальтобетон распределяют по подготовленному нижнему слою основания (толщиной 10-12 см) и разров­няв, уплотняют тяжелыми катками. По уплотненному слою основания после обработки его горячим жидким битумом с расходом около 1 л/м2 укладывают нижний слой асфальтобетон­ного покрытия обязательно из горячей смеси с последующей укаткой. Вместо разлива горячего битума непосредственно перед укладкой горячей асфальтобетонной смеси можно разо­гревать уплотненный слой тепловыми машинами инфракрасного излучения.

В настоящее время все более широкое распространение получает способ регенерации старого асфальтобетона, т.е. переработки его в смесь пригодную для повторного использова­ния. При этом регенерация старых асфальтобетонов может производиться как на специаль­ных заводах, так и непосредственно на месте (западные технологии).